Сигналы светофора и регулировщика
6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.
В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода
или велосипеда и X-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой
стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.
6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;
ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и
вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах,
остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка
или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.
Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого
сигнала.
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же
значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на
направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и
разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком. Такое же значение имеет зеленая стрелка
в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал
красного цвета ее контура означает запрещение движения в
направлении, регулируемом этой секцией.
6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она
информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления
движения, чем сигнал дополнительной секции.
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие
распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный
запрещает движение пешеходов (велосипедистов). Для регулирования движения велосипедистов может
использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой
белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы
светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем,
направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с
красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно
запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены. Основные сигналы реверсивного
светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или
налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу,
на которую указывает стрела.
При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих
сторон разметкой 1.9 , въезд на эту полосу запрещен.
6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся
по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми
сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы "Т". Движение разрешается только при включении
одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево,
средний - прямо, правый - направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.
6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает
движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах
движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива,
дрезины).
6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения: РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:
со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным
средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.
ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:
со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во
всех направлениях;
со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом
(световозвращателем).
6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства
или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.
6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны
остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16 ), а при ее отсутствии:
на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7
Правил), не создавая помех пешеходам;
перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом 15.4
Правил;
в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам
и пешеходам, движение которых разрешено.
6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не
могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение. Пешеходы, которые при подаче
сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно - остановиться на линии,
разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже
если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки. В случае если
значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны
руководствоваться сигналами светофора.
6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может
подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через
переезд.
|