Однозначный ответ на этот вопрос, скорее всего, никто не даст. Даже если проанализировать имеющиеся на сегодняшний день статистические данные (количество погибших, госпитализированных), вряд ли можно получить результат, отражающий истинную ситуацию на дорогах России. Поэтому мы предлагаем новый подход к анализу того, какое же транспортное средство представляет наибольшую опасность для водителей.
Несмотря на огромные усилия по предотвращению ДТП, на дорогах России каждый год погибает большое количество людей, примерно 30 000 человек. Отвечая на вопрос, почему такое происходит, специалисты в области безопасности дорожного движения, как правило, ссылаются на неуклонное увеличение автотранспорта. Разумеется, в этом есть доля истины. Но, на наш взгляд, проблема кроется в другом, а именно в изначально неправильной диагностике причин ДТП. Из-за этого мы зачастую боремся не с причинами, а с последствиями. И проигрываем.
Рассмотрим основные причины дорожно-транспортных происшествий: поломка автомототехники, внешние обстоятельства, человеческий фактор.
На рис.1 видно, что, по данным ГИБДД, 95 % всех ДТП происходит из-за ошибки человека. Следовательно, внешние обстоятельства и поломки автотранспорта занимают в причинах ДТП очень незначительное место, всего 5 % от общего их количества.
Из таблицы видно, что в благоприятную для авто- и мотовладельцев погоду гибнет 84 % водителей. Почему? Ответ очевиден – скорость! Конечно, если посмотреть на статистику ДТП – это так. Но ни в одних источниках мы не найдем данных – сколько людей спаслось от ДТП благодаря грамотному нарушению скоростного режима. Это так же, как в историях с дельфинами: в том случае, когда они доставляют людей к берегу моря – статистика есть, а сколько дельфинов с людьми уплыли в другом направлении от суши – нет.
Специалисты знают, что самая безопасная скорость – это скорость потока транспортных средств. Если весь этот поток движется со скоростью 100 км/ч по дороге с ограничительным знаком не более 60 км/ч, попробуйте вести автомобиль или мотоцикл согласно правилам дорожного движения, и вы сразу же станете потенциальным источником ДТП.
Мы знаем, чем больше водитель проезжает километров в год, тем больше у него шансов попасть в ДТП. Именно на таком расчете основывается наш метод анализа «какое транспортное средство безопаснее – автомобиль, мотоцикл, мопед». Необходимо сложить пробег транспортных средств, попавших в ДТП, и разделить на количество погибших водителей. В результате мы получим истинную картину происходящего.
К большому сожалению, в России далеко не каждое транспортное средство имеет сервисную книгу, в которой отображаются показания счетчика пробега автомобиля. Когда транспортное средство попадает в ДТП, практически невозможно установить точный километраж пройденного пути. Но такие данные можно найти в странах Европы. Например, в Нидерландах.
Чтобы показать наглядность и простоту методики, обратимся к статистическим данным нидерландских полицейских.
Из рис. 2 видно, что наибольшая доля госпитализированных приходится на водителей автомобилей – 6186 человек (59 %), далее идут водители мопедов – 3084 (29 %) и наименьшее количество госпитализированных – водители мотоциклов – 1294 (12 %).
Что касается погибших, то из рис.3 видно: наибольшая доля их приходится на водителей автомобилей – 513 человек (72 %), далее – водители мопедов – 107 (15 %) и наименьшее количество погибших – водители мотоциклов – 89 (13 %)По данным на рис. 2 и 3 получаем, что самое опасное транспортное средство в 2000 г. в Нидерландах был автомобиль. Но этот вывод не верен.
Влияние погодных условий на ДТП
|
Погода
|
Число погибших в ДТП
|
Благоприятная
|
84
|
Дождь
|
12
|
Туман
|
1,8
|
Снег/ураган
|
1,3
|
Ветер
|
0,5
|
Дождь с ветром
|
0,7
|
Различные комбинации
|
0,2
|
Неизвестно
|
0,5
|
В Нидерландах каждое транспортное средство имеет сервисную книгу, согласно которой можно точно установить количество пройденных километров с начала года до момента ДТП. На основе этих данных произведем несложные математические расчеты и получим следующие результаты.
На рис.4 показаны результаты математических расчетов с применением данных сервисных книг транспортных средств. Из расчетов видно, что на 100000 км, пройденных транспортными средствами, наибольшая доля погибших в ДТП приходится на водителей мопедов– 80,9 (58 %), далее следуют водители мотоциклов – 54,3 (39 %) и наименьшее количество погибших – водители автомобилей – 4,5 (3 %).
Эти данные, если использовать новый подход к анализу ДТП, неопровержимо подтверждают, что самое безопасное транспортное средство – автомобиль. |