Верите ли вы в стабильность автомобиля? Предсказуем он или нет? Какую роль в управлении автомобилем играете лично вы?
Предсказуемость.
Ваш автомобиль предсказуем практически в любой ситуации, например, во время заноса. Именно водитель является темной лошадкой, непредсказуемой и нестабильной частью системы автомобиль-дорога-среда. И единственной проблемой водителя являются инстинкты самосохранения. Однако среди гонщиков ходят истории о «злой воле» автомобилей.
Сцепление с дорогой.
Водитель является причиной загадочного поведения автомобиля. Для этого у него есть много возможностей. Одно или несколько неверных действий водителя, в конечном счете, приводят к потере стабильности автомобиля и ухудшению сцепления шин с дорогой, но именно эти два фактора и являются причиной срабатывания инстинктов самосохранения.
Изменение развесовки по осям и колесам автомобиля, как мы знаем может служить причиной, как увеличения коэффициента сцепления шин с дорогой, так и уменьшения. Как только вы это поймете, у вас появится множество возможностей управлять этим процессом. Например, при торможении, преодолении неровностей и прохождении поворотов.
Удерживая при грамотном торможении вес в районе центра масс автомобиля, вы достигаете двух вещей:
- задние колеса не теряют необходимый коэффициент сцепления;
- у передней подвески остается больший запас хода, она лучше отслеживает неровности.
В результате улучшается стабильность автомобиля и увеличивается сцепление шин.
Ремень безопасности.
В момент экстренного торможения верхняя часть тела стремится вперед под воздействием замедления, примерно до 30 лишних килограмм перемещается вперед на 10-20 сантиметров ближе к рулевому колесу. А все потому, что водитель забыл пристегнуться ремнем безопасности и излишне расслабился.
Чувство автомобиля.
Еще одно преимущество правильной посадки проявляется, как только вы начнете ускоряться. Если вы прижаты к спинке сидения, вам не приходиться перемещать корпус назад. Поэтому изменение развесовки по осям и колесам, характер ускорения автомобиля, рецепторы вашего тела воспринимают мгновенно. Понимание на более ранней стадии, что происходит с автомобилем в той или иной ситуации, приносит огромную пользу, поскольку ваша цель - поддержание идеальной развесовки автомобиля и оптимального коэффициента сцепления шин с дорогой - достигается значительно быстрее.
Изменение развесовки тела водителя.
Пока вы держите левую ногу на опоре, развесовка вашего тела меняется только при перемещении верхней части вперед и назад. От 5 до 10 килограмм может быть перемещено вперед простым наклоном.
Смещение веса.
В поворотах, когда центробежная сила пытается сместить водителя в сторону с его рабочего места, многие наклоняются внутрь поворота, теряя тем самым драгоценную информацию. Желательно в каждом повороте плотнее прижиматься к спинке сидения, чтобы получать, как можно больше информации о поведении вашего автомобиля. Автоспортсмены находятся в более выгодной ситуации, чем обычные водители, так как «привязаны» к своему автомобилю специальными многоточечными ремнями безопасности.
Запомните: привычка виснуть на руле приведет к тому, что автомобиль будет нестабильным.
Посадка водителя.
Держаться расслаблено с пониманием технических возможностей автомобиля - вот лучший способ избежать неожиданностей. Как только у вас появляется чувство, что автомобиль становится непредсказуемым - вы начинаете потакать инстинктам самосохранения и культивировать неверие в собственные силы.
|