Безопасность дорожного движения включает в свою концепцию ряд ситуационных зон. Они отличаются друг от друга условиями движения, а также возможностями водителя обеспечить контраварийное вождения.
Есть четыре основные зоны. Аварийная, зона критических условий и зона риска, а также зона безопасности. Мы сейчас говорим об упрощенной модели.
Если говорить о зоне относительной безопасности, в ней все компоненты системы стабильно благоприятны – имеется в виду соотношение «водитель – автомобиль – дорога – ситуация». На такие условия и рассчитано обучение вождению авто в обычной автошколе. Хорошее состояние водителя, нормальная дорога, все движутся вокруг в соответствии с ПДД, техническое состояние транспортного средства в норме, погода и освещенность хорошие, и поток не нагружен. В таких условиях обучение экстремальному вождению теряет свою актуальность. Существует мнение, что многие автошколы и для идеальных условий не обеспечивают нормального уровня подготовки. Обучение вождению авто в этих заведениях сильно хромает в плане управления в режиме до 90 км/ч и контроля движения по зеркалам заднего вида. Перестройка в потоке машин – уже почти обучение экстремальному вождению. У обучаемых не формируется навык «ощущения» габаритов автомобиля, и об оптимальном решении для совершения маневра в потоке речь не идет.
Причин столь низкому уровню подготовки несколько. Среди них – отсутствие нормальных автодромов для обучения, программа сводится к минимальным требованиям ГИБДД. Часто инструктора с низкой квалификацией, вместо базовой подготовки, ведут отработку набора зачетных нормативов. Материалы по безопасному движению начисто отсутствуют. Для обучения контраварийному вождению людям нужно обращаться совсем в другие заведения. В числе таких контраварийных школ – клуб, которым руководит Грачев Александр.
Если говорить о зоне риска, то это зона, характеризуемая такими условиями, которые в нормальной жизни должны быть исключены. Это повышенный скоростной режим участников движения, сидение к минимуму дистанций, плохой обзор, понижение коэффициента сцепления и нарушения ПДД, неисправности автомобиля и неадекватное состояние водителя. Однако эти условия часто возникают. В нашей стране это скорее правило, чем исключение.
Две стороны есть и у «медали» передовых технологий. Модели, оснащенные системами стабилизации курсовой устойчивости и АБС, антипробуксовочными системами и активными дифференциалами в определенных условиях безопасность водителя повышают. Но эти механизмы и устройства, включающиеся по определенной программе, иногда мешают водителю выйти из аварийной ситуации. Машина и человек, сидящий за рулем, для решения одной проблемы предпринимают иногда абсолютно противоположные действия. Что ведет к аварии. В клубе, которым руководит Грачев Александр, каждый водитель может выяснить, как себя ведет лично его автомобиль в той или иной ситуации.
|