Что же это такое загадочное «экстремальное вождение»? Называться это может по-разному «контраварийное», «защитное», но суть в общем-то одна - познакомить водителя с экстремальными ситуациями и с особенностями управления собственной машиной. В ходе занятий в классе и на автодроме моделируются экстремальные ситуации и разбираются пути выхода из них.
Многие из нас, вроде бы, уже давно управляют автомобилем, но ни разу не попадали в занос, и ни разу экстренно не тормозили. «Да и не надо это мне» - скажет иной аккуратный водитель и будет не прав, ведь тот кто предупреждён - тот вооружен. Задумайтесь, даже если вы едете очень «осторожно» и «аккуратно» со скоростью 60 км.ч. , в секунду вы проходите 16,7 метров. То есть, если вы «зазевались» на 2-3 секунды, при этой скорости 33 - 50 метров вы пролетели без контроля автомобиля!!!! Иногда, это очень важные для жизни метры. По статистике ГАИ для того, чтобы предотвратить более 50% !!! аварий, не хватало 1,5 - 2 метра. Задумайтесь.
Для того чтобы управлять автомобилем, а не водить его, нужно с его повадками всего лишь познакомиться. Естественно у каждого автомобиля своё имя и своя фамилия ( в смысле управления им). Например переднеприводный (Daewoo Nexia) обладает недостаточной поворачиваемостью , присущей всем переднеприводным автомобилям, заднеприводный ( ВАЗ 2107) - избыточной поворачиваемостью , а полноприводный (Subaru Impreza) - нейтральной. Все они по-разному ведут себя в поворотах и отвечают на нажатие и сброс газа.
В ходе нашего постепенного знакомства с приёмами управления автомобилем мы с вами будем знакомиться с общепринятыми терминами используемыми в автоспорте, автолитературе и на кафедре прикладных и экстремальных видов спорта Российского Государственного Университета Физической культуры Спорта и Туризма, где и изучается подробно управление автомобилем на отделении авто- мото и технических видов спорта.
Начнём с руления, как основы выхода из критических ситуаций и возможности ограждения себя от попадания в них.
Надежность водителя в критических ситуациях, связанных с потерей устойчивости и управляемости автомобиля (снос, занос), во многом определяется скоростью руления. При этом чем ниже квалификация водителя и его способности к прогнозированию критических ситуаций, тем большей скоростью реакции он должен обладать, чтобы скомпенсировать допущенную ошибку в управлении и стабилизировать автомобиль. Стабилизация автомобиля выполняется в первую очередь положением руля и передних колёс прямо ( поскольку не всегда руль прямо соответствует положению прямо передних колёс) и педали газа нажатой до тяги (без пробуксовки на ведущих колёсах). Очень важно всегда безошибочно знать на уровне мышечной памяти положение передних колёс. Для того чтобы разобраться с этим на примере поворота направо рассмотрим работу рук на руле.
Скоростное руление двумя руками имеет следующие особенности:
- оно выполняется на боковом секторе рулевого колеса обеими руками поочередно. Структура действий напоминает лазанье по канату;
- для руления используется сила мышц-сгибателей, наиболее сильных у любого человека;
- смена рук производится с помощью перекрестного захвата на боковом секторе рулевого колеса;
- высокая скорость руления обеспечивается непрерывной тягой и рывковым способом приложения усилий;
- у автоспортсменов скорость руления может достигать 270 об/мин при частоте сердечных сокращений 180—200 ударов/мин (кстати, это 4 действия руками на руле в секунду!)
Для нарабатывания равных амплитуд руления вам нужно поработать с автомобилем на безопасной закрытой площадке или вывесить переднюю ось автомобиля на устойчивых подставках.
Итак руки в положении 10 и 14 по циферблату часов (если руль меньшего диаметра можно 9 и 15 , но здесь небольшая особенность при подхвате во время скоростного руления).
1 – исходное положение рук . 2 – начало поворота руля . Руль начинайте поворачивать обязательно двумя руками! Это первое условие нарабатывания мышечной памяти. 3 - поворот руля левой рукой с одновременным перехватом правой (начало перекрестного перехвата) правая рука движется по хорде – это самый короткий путь. ; 4 - поворот руля после перехвата правой рукой левая рука движется в точку 12 . 5 - поворот правой рукой и перекрестный перехват левой. 6 - поворот руля после перехвата левой рукой и перехват правой (завершение перекрестного перехвата).
Нужно отметить, что захват обода руля в верхней точке не должен сопровождаться ударом. Надо выполнить мягкий подхват. А это возможно при условии, если кисть правой руки в момент захвата уже двигалась по дуге со скоростью движения обода. Выглядит это так. Водитель, перенося руку с нижнего сектора по хорде за точку "12" касается руля внешней подушечкой ладони одновременно и подхватывая и захватывая рулевой обод. Правая рука в полную силу включается в работу, а левая начинает перекрестный перехват: стремительно движется вверх из нижнего сектора в положение "12" и мягко захватывает РК. Все руление происходит на боковом секторе . И это не случайно. Получается, что руление состоит как бы из одних тянущих силовых движений.
Но не всегда мы можем удерживать руль двумя руками (хотя это первейшее правило безопасности – обе руки на руль!). Иногда нам приходится работать одной рукой на рычаге КПП или ручном тормозе и т.д.
Опять же на примере правого поворота разберём действия на руле одной рукой.
1 - положение правой руки до начала поворота. 2 – начало открытия захвата (самого опасного участка). 3 - руление тыльной стороной кисти в нижнем секторе ( чем меньше этот опасный сектор тем лучше – здесь будет очень важна ваша активная работа локтями, при прокате руки через тыльную сторону ладони – одновременный подброс локтя вверх). 4 –подхват и захват руля через ребро ладони; 5 – захват и начало рывкового руления. 6 - начало повторных действий.
Планируйте тренировке как автоспортсмены – выполнение повторений медленно плавно и точно, далее скоростное повторение 3-5 минут. И опять медленно и точно. Занятия устраивайте себе в свободное время без отвлечения от процесса тренировки через 5 дней хорошей работы вы с удивлением обнаружите что ваши руки и руль автомобиля живут в мире и согласии! Безопасных Вам дорог!
|