Инстинкт самосохранения всегда заставляет нас действовать автоматически. Мы так устроены, что не можем осмысленно контролировать его проявления. Например, мы не можем сдержаться от моргания, когда что-то внезапно появляется в поле нашего зрения. Однако проявления инстинкта самосохранения не всегда полезны, а часто даже вредны. Например, человек может застыть или, напротив, начать действовать неадекватно.
Устройства и приспособления.
Многие устройства и приспособления для гонок сделаны с учетом инстинктов самосохранения. Например, материал, из которого изготавливаются гоночные перчатки, обладает специфическими качествами (гигроскопичность), поскольку при снижении чувствительности рук (излишняя сухость или влажность) водитель «автоматически» сильнее сжимает рулевое колесо - это классическое проявление инстинкта самосохранения. Антиблокировочная система (АБС) - не что иное, как высокотехнологическое устройство, помогающее преодолеть ошибки, совершаемые водителем в результате неграмотного торможения. Более «липкие» шины позволяют проходить повороты на большей скорости с сохранением запланированной траектории.
Ошибки.
Рано или поздно, каждого из нас неконтролируемые инстинкты самосохранения приводят к аварии. Но самое главная проблема в том, что они являются прямой или косвенной причиной всех ошибок вождения. По сути, они разрушают целостность вождения. Для автомобилистов это особенно важно. Инстинкты самосохранения полностью меняют действия водителя в критической ситуации. Рассмотрим, например, такой распространенный инстинкт самосохранения, как сброс и добавление газа на дуге поворота. Опрос большого количества водителей показал, что никто из них не собирается сбрасывать газ в повороте и более того, все они собираются его добавлять. Но инстинкт самосохранения заставляет их передумать. Сброс газа в повороте - это инстинкт самосохранения № 1. Исследования показывают, что это происходит всегда, когда кнопка «паника» нажата. : - Кнопка же нажимается по многим причинам, например:
- еду слишком быстро;
- зашел в поворот слишком широко;
- скользкая дорога.
Неровности дорожного полотна заставляют водителя сбросить газ. Опытный водитель обычно понимает, что не следует резко отпускать педаль газа, что является еще одним доказательством неконтролируемости инстинкта самосохранения. Инстинкты самосохранения, как правило, первым делом действуют на ноги (наши предки почти всегда убегали при виде опасности). Враг - инстинкт силен, но его можно победить Некоторые инстинкты самосохранения:
- необоснованный сброс газа;
- сжимание руля;
- сужение поля зрения или бегающие глаза;
- фиксирование внимания на одном объекте;
- 10 - неконтролируемый поворот рулевого колеса в сторону объекта, на котором зафиксировано внимание;
- отсутствие руления (двигательный паралич) или неэффективное (медленное или слишком резкое) руление;
- ошибки торможения (слабое нажатие на педаль тормоза или блокировка колес).
Каждый из нас сталкивался со всеми этими инстинктами. Можем ли мы ими управлять? Возьмем к примеру, сжимание руля. Вы замечаете, что вцепились в руль изо всех сил после того, как это произошло, или вы делаете это намеренно? Случалось ли вам сознательно сужать поле зрения или заставлять себя сфокусировать внимание на чем-то одном? Ставили ли вы себе целью блокировать колеса автомобиля при торможении?
Итак, в результате реальной или мнимой опасности, наше тело начинает действовать помимо нашей воли, пытаясь уменьшить или избежать аварии. Инженеры пытаются создать современные автомобили, способные разрушать и противодействовать общечеловеческим инстинктам самосохранения.
Правило номер один - пойми газ.
Можно ли избавиться от такого инстинкта самосохранения, как неконтролируемое добавление и сброс газа? Что происходит с автомобилем в результате сброса газа на дуге поворота? Какие конструктивные особенности автомобиля находятся в противоречии с этим инстинктом самосохранения? Что позволит избавиться от него? Что выигрывает водитель, научившийся бороться с этим инстинктом?
Управление газом - очень тонкая штука, со своими правилами и стандартами. Способы управления газом находятся в прямой зависимости от конструктивных особенностей вашего автомобиля и позволяют ему работать максимально эффективно. Осознание особенностей конструкции автомобиля и их взаимодействия с манерой вождения - первый шаг в борьбе с инстинктами, мешающими водителю безопасно управлять автомобилем.
Сцепление с дорогой.
При прохождении поворотов главное, о чем заботится гонщик, - это сцепление шин с дорожным полотном. Давайте рассмотрим, какова идеальная раз-весовка в повороте. Желательно, чтобы 40% веса автомобиля приходилось на передние колеса и 60% - на задние. В зависимости от конкретной модели автомобиля, соотношение 40/60 может немного меняться. Задача водителя: поддерживать идеальную развесовку с помощью виртуозного использования педали газа. Как же этого добиться?
При равномерном движении развесовка составляет 50/50 (± 5%). Таким образом, необходимо переместить от 10% до 20% веса спереди назад. Значит нужно придать автомобилю ускорение (примерно от 0,1 до 0,2 g), увеличив обороты двигателя.
Иногда водитель не может точно отследить, насколько он увеличивает обороты двигателя, в результате чего, автомобиль либо распрямляет траекторию движения в повороте, либо начинается боковое скольжение, и тут водитель совершает еще одну ошибку: он отпускает педаль газа.
Правило № 1: как только вы начали добавлять газ, делайте это плавно и равномерно, вплоть до окончания поворота.
Водительское мастерство.
Для успешного применения правила № 1, водитель должен понимать и чувствовать автомобиль как свое тело. Обращаю ваше внимание, что водитель не улучшает автомобиль, он просто помогает ему правильно работать и выполнять поставленные задачи. Очевидно, что любые задержки в открытии и закрытии газа усложняют достижение идеала при управлении автомобилем, в этом и кроется основной вред инстинкта самосохранения № 1. Достижение и поддержание идеальной развесовки автомобиля, основная цель всех ваших действий. При вождении автомобиля правило № 1 очень часто идет вразрез с инстинктом № 1.
Курсы выживания.
Инстинкт самосохранения № I - самый опасный, трудноуправляемый инстинкт. Следует четко усвоить, что правило № 1 работает почти всегда, на любой скорости, оно верно для 99% всех поворотов и дорожных условий. Исключения редки - длинные спуски, повороты с уменьшающимся радиусом, повороты с отрицательным профилем (велотрек наоборот) и повороты с неровностью посередине, при этом вы не закрываете газ, просто на время перестаете его добавлять. Старое правило гонщиков «Сомневаешься? Газуй!» имеет право на существование.
|