Скоро исполняется год с тех пор, как каждый день с улиц Москвы эвакуируют более 150 автомобилей, которые нарушили правила остановки или стоянки. Все чаще встречаются машины, на дверях, багажнике и капоте которых наклеены яркие полоски с надписью "Штрафстоянка". Не секрет, что процедуры погрузки/разгрузки, а также хранение автомобиля на стоянке "травмоопасны", и повреждения лакокрасочного покрытия и мятые диски колес являются общепринятой платой за стоянку в неположенном месте.
Многие владельцы иномарок и новых отечественных автомобилей полагают, что возникшие финансовые проблемы, связанные с ремонтом автомобиля после получения со штрафстоянки, можно успешно решить при помощи страховой компании. Однако оказалось, что полис каско не всегда позволяет получить выплату по "эвакуационному" повреждению.
По словам начальника управления страхования автотранспорта СГ "РАСО" Алексея Повтарева, возможность получения страховой выплаты зависит от этапа перемещения, на котором был поврежден автомобиль. "Перед началом эвакуации оформляется акт (в трех экземплярах), в котором отражается состояние автомобиля до погрузки. Если в момент погрузки, эвакуации или разгрузки произойдет повреждение автомобиля, то этот факт фиксируется сотрудником ГИБДД, который контролирует эвакуацию, - поясняет он. - А если данный факт будет отражен в документах, то страхователю грозит отказ в выплате страхового возмещения". Большинство страховых компаний произведут выплату, если автомобиль получил повреждения до эвакуации или при хранении на стоянке, и откажут в возмещении при повреждении транспортного средства во время его погрузки, эвакуации и разгрузки.
Как же автовладельцу установить время повреждения автомобиля и какие документы необходимо предоставить в страховую компанию? Начальник управления урегулирования убытков по автотранспорту САК "Энергогарант" Игорь Казенных советует получить акт, заполненный работником ГИБДД при погрузке автомобиля, и акт приема-передачи со штрафстоянки. "Если в акте ГИБДД повреждения не указываются, а в акте приема-передачи на стоянке присутствуют, то понятно, что повреждения получены во время эвакуации", - поясняет он.
Кроме того, при обнаружении повреждений владельцу транспортного средства необходимо обратиться в ОВД по месту нахождения штрафстоянки и предоставить страховщику справку, подтверждающую факт противоправных действий третьих лиц с перечнем повреждений, а также постановление о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела по факту причинения ущерба, добавляет член правления СГ "КапиталЪ" Дмитрий Боткин.
Правда, в некоторых случаях справки из компетентных органов, а следовательно, и выяснение момента получения повреждения вообще не нужны. Например, в компании "ГУТА-Страхование" можно получить страховое возмещение без справок в случае повреждения остекления, наружных осветительных приборов или наружных зеркальных элементов автомобиля, лакокрасочного покрытия (не более двух деталей) или при обращении страхователя для получения страхового возмещения в пределах 3% от страховой стоимости транспортного средства (независимо от размера ущерба), поясняет начальник отдела андеррайтинга моторных рисков компании Николай Бескровный.
Что же делать автовладельцу, если зафиксированы повреждения во время эвакуации и, соответственно, страховая компания не признает повреждение автомобиля страховым случаем? Существует несколько возможных направлений решения этой проблемы.
Во-первых, можно предъявить исковые требования к службе эвакуаторов о возмещении причиненного во время транспортировки ущерба. Для этого требуется получить заключение независимой экспертизы и направить его копию вместе с претензией в адрес штрафстоянки или эвакуаторной службы. Если ответчик отказался выплатить причитающуюся за ремонт сумму, автовладелец может смело подавать судебный иск по месту своего жительства, включив в него не только стоимость ремонта, но и сумму за пользование чужими денежными средствами и за причинение морального вреда.
Среди автовладельцев распространено мнение, что возместить ущерб поможет полис ОСАГО, который имеется у любого эвакуатора. Но, по словам начальника отдела автострахования СГ "Межрегионгарант" Алексея Мишина, повреждение автомобиля во время погрузки, эвакуации или разгрузки не будет страховым случаем по ОСАГО, так как ущерб нанесен не в ходе участия эвакуатора в дорожном движении. Поэтому автовладельцу придется либо взыскивать деньги через суд, либо получить в рамках добровольного страхования гражданской ответственности службы эвакуаторов. Ведущий специалист отдела разработки и сопровождения страховых продуктов ОСАО "Ингосстрах" Людмила Нагач уверена, что гражданскую ответственность эвакуатора или штрафстоянки застраховать можно и нужно, и такая практика уже есть. Данным видом страхования занимаются некоторые страховые компании, в том числе и "Ингосстрах" в рамках программ страхования профессиональной ответственности.
Во-вторых, некоторые юристы рекомендуют страхователям обращаться в суд с иском о выплате к страховой компании. При этом произошедшее событие следует рассматривать не как "повреждение во время погрузки, разгрузки или транспортировки транспортного средства", а как риск "злоумышленное действие", то есть совершение или попытка совершения противоправных действий третьими лицами в отношении автомобиля. Обосновывая свою позицию, можно ссылаться на Кодекс об административных правонарушениях, который запрещает использовать эвакуаторы при нарушении правил стоянки и который, как федеральный закон, имеет приоритет над нормативными актами субъектов Российской Федерации, в том числе и города Москвы. По судебному решению страховая компания не только произведет выплату, но и получит право требовать возмещения (регресс) с организации, отвечающей за эвакуацию или хранение автомобилей, даже если она является государственной структурой.
Источник: http://www.forinsurer.com/ |