Первое, с чем сталкиваются автолюбители при покупке автомобиля, - противоречивые данные относительно года выпуска ТС. Необходимо помнить, что для ряда моделей он устанавливается по номеру кузова - комбинации из 17 цифровых и буквенных условных обозначений, присваиваемых индивидуально каждому произведенному автомобилю.
Первая их часть (международный код изготовителя) состоит из трех знаков: первый означает код географической зоны, второй - код страны и третий - код завода-изготовителя. Для потребителя это важно, так как позволяет определить, где собирался автомобиль - на основной фирме или, как говорится, в "третьих странах".
Вторая часть обозначений (6 знаков) определяет индекс изделия (модель транспортного средства) и дает возможность идентифицировать и установить особенности модели.
В третьей части номера особый интерес представляет заглавная буква, указывающая год изготовления автомобиля. В обозначении применяются буквы латинского алфавита от А до Х, исключая I, O, Y, Q. Например, буква А указывает на 1980 год выпуска.
Определение года выпуска автомобиля
Например:
A - 1980г.
B - 1981г.
C - 1982г.
D - 1983г.
Приведенные идентификационные номера ТС применяются на автомобилях "Фольксваген", "Ауди", "Рено", "Опель", "Пежо", "Ровер", "СААБ", "Вольво", "ДАФ", "Мицубиси" и "ВАЗ". На других автомобилях код номера отличается, но в этом случае год выпуска может быть установлен по паспорту и идентифицирован по каталогу.
Идентификационный номер, как правило, расположен на правой стороне автомобиля, по возможности в его передней части. Он наносится на несъемную часть (раму, кузов) или на отдельную пластинку, которая закрепляется сваркой либо иным способом, не позволяющим отсоединить ее от основы. Кроме выбитого номера кузова в моторном отсеке или салоне имеется металлическая этикетка, дублирующая его. В случае расхождения номеров достоверным следует считать тот, который выбит тисненым шрифтом на корпусе (лонжероне) или несъемной несущей части кузова.
Номер двигателя определяется аналогично номеру транспортного средства. Разница в том, что он выбивается на хорошо обработанной выступающей площадке блока, порой в труднодоступном для обозрения месте.
Сейчас о главном, что наверняка интересует покупателей. Так как основным параметром, определяющим стоимость автомобиля, является год выпуска, то у многих продавцов частенько возникает соблазн "обновить" или "омолодить" свою технику. С этой целью применяются различные камуфляжные и технологические приемы. К ним можно отнести в первую очередь изменение (перебивание) номера или установку другой базовой детали кузова с номером. Поэтому при покупке автомобиля номера необходимо тщательно идентифицировать, лучше всего пригласив специалиста. При оформлении купли-продажи новый владелец должен сам убедиться, где и как размещены номера кузова и двигателя. В дальнейшем эта информация пригодится при постановке и снятии транспортного средства с учета, техническом осмотре или экспертизе. Кстати, с помощью эксперта вы можете установить и реальный пробег автомобиля. В идеале он фиксируется по показаниям спидометра (одометра). Однако данный прибор подвержен поломке, и его показания могут быть изменены при ремонте, а также умышленно. Поэтому при осмотре спидометра обращайте внимание на состояние пломб, крепежа прибора, равномерность или неравномерность высоты расположения цифр, наличие следов и царапин на корпусе - это поможет установить достоверность показаний прибора и степень ошибки. Хорошей подсказкой могут быть состояние салона, органов управления, степень износа тормозных барабанов и дисков, но только в том случае, когда расхождения между показаниями спидометра (одометра) и общим состоянием ТС значительны. Достоверную информацию обычно содержат сервисные книжки и компьютерные базы данных сервисных станций постоянного технического обслуживания автомобилей.