Права в России получают по-разному – все зависит от того, какие цели вы преследуете. Если хотите просто научиться водить – самое время записаться в автошколу. Там вас познакомят с правилами дорожного движения и основами управления автомобилем. Если вы – опытный водитель, знающий ПДД лучше, чем возраст и дату рождения собственной тещи, вполне можно обойтись самоподготовкой. И наконец, если вы просто хотите купить права и не умеете при этом водить автомобиль… то нам с вами не по пути.
Курс молодого бойца.
Самый распространенный и понятный способ стать водителем – пройти обучение в автошколе. Сегодня в России действует примерно 8 тыс. школ, получивших лицензии в департаменте образования. В столице их около 300. Сроки обучения автошколы предлагают разные: от двух-трех недель экстерна до двух-трех месяцев. Базовый курс, состоящий из изучения ПДД, можно пройти за две недели. Курс, рассчитанный на два или три месяца, помимо ПДД включает в себя изучение устройства и технического обслуживания автомобиля. Цена обучения в автошколе зависит от продолжительности курса и разнится от региона к региону. Например, в средней полосе России можно пройти курс за 10 тыс. рублей. В Москве – за 12–15 тыс. На Дальнем Востоке – за 16 тыс., а на Севере (например, в Тюмени) цена и вовсе доходит до 20 тыс. рублей.
Для обучения в школе и последующей сдачи экзамена в ГИБДД нужна медицинская справка формы 555, свидетельствующая о том, что ваше здоровье позволяет управлять транспортным средством. В былые времена это представляло серьезную проблему. Надо было обойти уйму врачей в районной поликлинике, да еще и заглянуть в местный наркологический диспансер. Сегодня все проще. При автошколах работают комиссии, где всех специалистов можно пройти за полчаса. Достаточно предоставить паспорт, фотографию 3x4 и 500 рублей. От мужчин дополнительно потребуется военный билет или приписное свидетельство.
Обучение в автошколе состоит из двух частей – теоретической и практической. На теории вам зачитают ПДД и основы устройства автомобиля. На практике – обучат вождению. Заметим сразу: не на вашей машине. По закону обучать вождению может только инструктор, и лишь на автомобиле, оборудованном дублирующими педалями сцепления, тормоза и газа.
Поэтому практиковаться, скорее всего, будете на старенькой инструкторской «Ладе» или Daewoo Nexia – с этим придется смириться. А утешаться можно тем, что привод, вероятно, будет передним – в автошколах говорят, что инструкторы «на заднем приводе» встречаются все реже и реже. Впрочем, можно обучаться и на более комфортабельных автомобилях, просто стоить это будет дороже. Сегодня на специализированных сайтах, коих немало в интернете, можно найти инструкторов (с машинами) на любой вкус и кошелек. Правда, учиться вождению на автомобиле с автоматической коробкой передач все-таки не стоит – сдавать-то экзамены все равно придется на автомобиле милиции, который вряд ли будет оборудован автоматом. Однако трепетным барышням не стоит падать в обморок. Имеет смысл немного подождать: специалисты прогнозируют, что в ближайшие полгода в России, как и во всем цивилизованном мире, будет разрешена подготовка и сдача экзамена по вождению на автомобиле, оборудованном коробкой-автоматом.
Купюры – на бочку!
После прохождения курса вам надлежит сдать внутренний экзамен в автошколе и получить свидетельство об ее окончании. Затем – оплатить госпошлины для сдачи экзамена в межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе (МРЭО). В принципе, это не бог весть какие деньги: пошлина за первичный экзамен составляет 160 рублей, за выдачу водительского удостоверения – 200 рублей, за изготовление бланка удостоверения международного образца с цветным фото – 350 рублей. Каждая повторная пересдача теории оценивается государством в 60 рублей, а практики – в 100 рублей.
Теоретически – это все ваши траты. Но лишь теоретически. Не стоит забывать, что мы живем в России, где взятка – такой же национальный атрибут, как матрешка или балалайка. Поэтому за экзамен в МРЭО вам, скорее всего, тоже придется платить. Иначе слишком высока вероятность того, что вас будут раз за разом срезать. Экзамен сложный, и сделать это инспектору будет нетрудно.
Экзамен в МРЭО состоит из трех частей. Первая – теоретическая. Вы должны на компьютере решить 20 задач. Машина выберет их случайным образом из 800 стандартных вопросов. При этом допускаются только две ошибки. Если прошли это испытание, то вторую часть экзамена будете сдавать уже на площадке МРЭО. Здесь нужно показать свое умение парковаться задним ходом, переходить последовательно с первой передачи на вторую и третью, разворачиваться, заезжать на эстакаду, не скатившись с нее… При этом не забывайте после каждого упражнения ставить машину на ручник – экзаменаторы это очень ценят. И наконец, третья часть экзамена – вождение в городских условиях. Маршрут можно изучить на стенде в МРЭО.
К сожалению, платить в ходе обучения придется не только за экзамен. Непредвиденные платежи могут преследовать на всем протяжении этого процесса. К примеру, могут заставит платить за прохождение внутреннего экзамена в автошколе (в среднем 100 долларов). Еще одно распространенное явление – когда инструктор занятие за занятием держит вас на площадке, не выпуская в город. Это способ продлить обучение и увеличить гонорар.
У автошкол вообще много способов зарабатывать деньги. В 2007 году Генпрокуратура проверила российские автошколы и выявила целый ряд нарушений. Так, инспекторы отметили, что многие школы экономят на организации учебного процесса. Или выдают ученикам документы об окончании, минуя стадию обучения. Что еще хуже – оказалось, что многие российские автошколы работают без лицензий. Впрочем, «оказалось» – это слишком сильное слово. В сообществе автошкол все хорошо знают об этом явлении, хотя и не имеют представления о том, как с ним бороться.
Подсчитать количество нелицензированных школ-однодневок невозможно. «Это стихийные структуры: сегодня «точка» работает, а завтра уже закрылась», – объясняет исполнительный директор ассоциации столичных автошкол (ААШ) Александр Жуков. Профессионалы злятся: однодневки за счет демпинга серьезно сбивают цену. «Автошколы должны платить аренду, зарплату сотрудникам и еще направлять часть средств на оснащение современной учебной базы. Для этого им нужно назначать определенную плату за обучение. Но однодневки предлагают свои услуги по более низкой цене, поэтому многие школы находятся на грани выживания», – возмущается г-н Жуков.
Не зри в мотор?
Но даже приличная лицензированная автошкола не гарантирует, что, пройдя курс обучения, вы научитесь «читать» дорогу. И дело даже не в самом заведении, а в программах обучения. «Стандарты, которыми мы сегодня пользуемся, были приняты еще в 60-е годы прошлого века и с тех пор подвергались только косметическим изменениям», – отмечает вице-президент Межрегиональной ассоциации автошкол России (МААШ) Владимир Виноградов.
По словам нашего собеседника, сегодня, как и полвека назад, в подготовке водителей неоправданно большое место занимает курс технического устройства автомобилей. Но при нынешнем уровне техники изучать внутренний мир карбюратора или мотора абсолютно бесполезно, тем более что попытки самостоятельного ремонта современных машин (особенно иномарок) вообще запрещены – за это дилеры моментально снимают с гарантии. Значит, считают специалисты, этот курс следует существенно сократить, а высвободившиеся часы посвятить психологии поведения водителей на дороге. «Дергать рычаги и нажимать педали можно научить и мартышку, – иронизирует г-н Виноградов. – Сложнее сделать так, чтобы человек начал понимать язык общения в потоке».
Осознав это, МААШ начала проводить семинары по изучению защитного курса вождения, в который входит как психология водителя, так и этика поведения на дороге. Эти двухдневные четырехчасовые семинары рассчитаны на водителей, недавно получивших права. «Они пользуются сумасшедшим спросом, – гордится Владимир Виноградов. – Но эти занятия дают лишь начальный толчок. Я считаю, что такой курс должен быть в два-три раза больше».
Увы, рассчитывать на скорейшее изменение программы обучения не приходится. В соответствии с планами Федеральной целевой программы безопасности дорожного движения новые стандарты обучения будут введены лишь в 2009 году. Единственный выход – после окончания автошколы совершенствовать свой уровень уже по собственной инициативе: на специализированных семинарах или в школах повышения водительского мастерства. Это, конечно, дополнительные траты, но безопасность того стоит.
Ты сегодня мне принес не букет из пышных роз.
Коллега решил поменять статус пешехода на водительское кресло. Купил старенькую Hyundai Lantra с автоматом (6 тыс. у.е.) и права (500 у.е.). Опыт вождения юноши ограничивался эксплуатацией в нежном возрасте снегохода «Чук и Гек». Однако совет нанять инструктора привел его в недоумение. «Чему учиться-то? – искренне изумился он. – Это же автомат!» Спустя пару дней мы встретились близ въезда на редакционную стоянку. Я подмигнул фарами. Коллега в ответ дружелюбно побрызгал на стекло омывающей жидкостью. Не знаю, как дальше развивалась его автомобильная карьера. Я на всякий случай уволился, решил не рисковать – все-таки пользовались одной стоянкой.
Это к тому, что получить права можно и без помощи автошколы. Например, воспользовавшись вышеизложенным способом. Займет это два дня. Первый день – опрос знакомых и поиск нужных «выходов», второй – передача денег и получение прав. В России эта модель в последнее время получила известное распространение, однако нам в AN рассказывать о ней не хочется. Если появится настоятельная необходимость, вы интуитивно сообразите, что надо делать.
Вместе с тем существует и вполне легитимный способ получить права без помощи автошколы – сдать экзамен после самоподготовки. Алгоритм такой же, как и в автошколе: теоретический и практический курсы. Для подготовки теории надо купить и проштудировать содержимое CD или брошюру с правилами дорожного движения с экзаменационными билетами. Затем найти инструктора по вождению – либо опросив знакомых и коллег по работе, либо воспользовавшись одним из специализированных сайтов. Следующий шаг – получение медицинской справки. Пройти комиссию можно в любой автошколе за те же самые 500 рублей.
Теперь остается оплатить пошлины и идти на экзамен. Правда, не в любое МРЭО, а лишь в то, к которому вы «прикреплены» по месту жительства. Например, в Москве жители Центрального, Северного, Северо-Западного, Северо-Восточного, Восточного и Зеленоградского административных округов сдают самоподготовку в МРЭО УГИБДД на Лобненской, 20, а зарегистрированные на Юге, Юго-Востоке, Юго-Западе и Западе – в 1-м отделении МРЭО УГИБДД на Варшавском шоссе, 170.
Кроме того, отправляясь на сдачу экзамена после самоподготовки, следует помнить, что отношения с инспектором вам придется налаживать самостоятельно и с трудом, поскольку требования к «одиночкам» в МРЭО выше. И если не найдете способ смягчить сердце инспектора известным способом, он будет терзать вас до последнего. Выпускникам автошкол проще: для них инспекторов обычно «обрабатывают» сотрудники учебного заведения.
У НАС ВЗЯТКА – ТАКОЙ ЖЕ АТРИБУТ, КАК МАТРЕШКА ИЛИ БАЛАЛАЙКА!
В АВТОШКОЛЕ ВАС МОГУТ ЗАСТАВИТЬ ПЛАТИТЬ ЗА ВНУТРЕННИЙ ЭКЗАМЕН!
Пять шагов к выбору автошколы.
Шаг первый. Обратите внимание на заявленные сроки обучения. Школы, предлагающие двухнедельный курс, можно сразу отметать. За этот срок невозможно ни подготовиться к экзаменам в МРЭО, ни получить навыки вождения.
Шаг второй. Убедитесь в том, что у школы есть лицензия. Она должна быть либо вывешена на видном месте, либо руководство обязано предъявить ее по первому требованию.
Шаг третий. Выясните точные параметры платы за обучение. Любимое развлечение автошкол – объявлять бюджетную цифру, а потом «разводить» учеников на разного рода промежуточные платежи: за прохождение внутреннего теста, за подачу машины на экзамен и так далее.
Шаг четвертый. Оговорите для себя возможность замены инструктора. Часто в автошколе ответственные серьезные инструкторы соседствуют с мошенниками, которые будут занятие за занятием «кормить» учеников площадкой, убеждая их в том, что для города они не готовы. Это типичный прием инструкторов для выманивания денег.
Шаг пятый. При заключении договора с автошколой оговорите возможность после первых двух занятий с инструктором или преподавателем ПДД прекратить обучение без потери денег. За два занятия станет понятно, серьезное ли это заведение. Школа может не пойти на это условие – в этом случае лучше отказаться от ее услуг. Согласитесь, если автошкола чего-то боится – это тревожный симптом.
Источник: http://www.v-transport.ru/ |