Сколько людей, столько и мнений. Эту фразу можно смело отнести и к вопросу водительского мастерства. О необходимости специального обучения существует не только много мнений, а еще и бесчисленное количество мифов. Контраварийное вождение, что это на самом деле? Допустим, у человека есть хороший, надежный автомобиль и он нормально им управляет. Зачем ему контраварийная подготовка водителей? Если водитель комфортно чувствует себя за рулем, водит свой автомобиль спокойно, перестраховывается, так ли это необходимо?
Однако, на самом деле, 75 -79% аварий происходит именно по вине водителя, а не из-за проблем с автомобилем, дорогой или каких-либо внешних факторов. Проблема безопасности на дороге начинается именно с человеческого фактора. Сотрудники ГИБДД, проводя экспертизу дорожно-транспортного происшествия, все действия водителя сводят к одной фразе: «не справился с управлением». При этом практически все меры профилактики аварий осуществляются совсем не в направлении повышения уровня профессионализма водителей. Закон «О безопасности дорожного движения» занимает двадцать девять страниц, а специальной подготовке водителя в нем уделено внимания на целых несколько абзацев. Можно ли считать такую ситуацию нормальной? Когда на обычных курсах человек изучает вождение автомобиля, он узнает от силы о двадцати приемах, помогающих избежать аварии. Водители, считающиеся очень опытными и квалифицированными, знают таких хитрых способов контраварийного вождения до шестидесяти. А между тем, приемов для сокращения тормозного пути, стабилизации машины при потере устойчивости, для управления автомобилем в различных критических ситуациях и предотвращения аварий, на самом деле, более восьми сотен. Эти приемы не должны оставаться привилегией автогонщиков. В странах, например, западной Европы, где совсем другие дорожные условия, может быть достаточно и шести десятков приемов в арсенале водителя. Там и условия благоприятнее, и участники вождения автомобилей дисциплинированные. У нас, помимо плохих дорог, имеется специфический менталитет участников движения. Если охарактеризовать ситуацию одним словом – это «беспредел».
Контраварийная подготовка водителей психологически готовит человека к аварийным ситуациям. Дает навыки техники руления и скоростного вращения руля, рывковых действий. Водитель с такой подготовкой может не допустить развития аварийной ситуации или выйти из нее с наименьшим ущербом для себя и окружающих.
Кроме психологической подготовки и отработки техники, человек получает понимание, как ведет себя, в таких ситуациях, именно его автомобиль. Это очень важно. Например, для полноприводных автомобилей каждый производитель имеет свою концепцию распределения крутящего момента двигателя. И для каждого такого автомобиля нужны определенные навыки, не применимые нигде больше. |