Бортовой навигатор стал в цивилизованном мире одной из самых востребованных опций. Еще бы: с ним нет незнакомых стран и городов. Заносите в прибор нужный адрес, и компьютер сам прокладывает маршрут, да еще услужливо подсказывает: «Поверните налево через 250 метров!». Но как это работает?
Неужели два десятка спутников способны уследить за миллионами автомобилей (а есть еще пешие туристы с карманными приборами, корабли и самолеты…)? И вообще, не оказывается ли водитель под колпаком у военного ведомства США – спутники-то вроде их собственность?
На самом деле, спутники системы GPS ни за кем не наблюдают и вообще заняты лишь тем, что передают… сигналы точного – очень точного, погрешность порядка 10-15! – времени. А бортовой навигатор – лишь радиоприемник, работа которого, как известно, не пеленгуется. Принимая эти кодированные и синхронизированные сигналы, компьютер измеряет разницу во времени их прихода от нескольких спутников и по этой разнице вычисляет расстояние до каждого. А потом уже, решая тригонометрические уравнения, определяет координаты автомобиля в градусах, минутах и секундах широты и долготы. Однако водителю, в отличие от капитана яхты, эти координаты ни к чему – ему бы увидеть на экране «свою машинку» на карте города, чтобы не ломая голову знать, куда и когда сворачивать. Для этого в навигатор закладывают подробнейшую схему с обозначением всех проездов и дорожных знаков, точно привязанную к координатам. Такие DVD-диски продаются для стран и городов Европы и Америки, но… только не для России. Правда, уже появились планы Москвы, но точность их порядка 30 м, а этого маловато, чтобы не проскочить нужный переулок.
А как насчет колпака спецслужб? Вы уже поняли, что эти слухи сильно преувеличены. Другое дело, если автомобиль кроме навигатора оборудован спутниковой противоугонной или диспетчерской системой, в состав которой входит передатчик. И еще один «колпак» вы возите с собой сами – навигатор может запоминать пройденный маршрут, а извлечь его из электронных недр вполне под силу технически продвинутой супруге...
Из-за отсутствия российских карт долгое время к нам официально не поставляли автомобили со встроенными бортовыми навигаторами (первыми станут БМВ). Но у «серых» дилеров или на вторичном рынке такой вполне можно найти. Кроме того, в продаже масса карманных приборов. Однако если вы планируете зарубежные поездки, предпочтительнее все же встроенный навигатор. Дело в том, что из-за плотной застройки сигналы со спутников могут искажаться или вообще пропадать. Восстановление координат (так называемый «холодный старт») может занять 2–3 минуты. Это потом уже информация обновляется ежесекундно – ведь обрабатываются лишь изменения данных. Поэтому, чтобы не терять информацию при въезде, например, в тоннели, в навигатор дополнительно заводят сигналы от датчиков вращения колес, угла поворота рулевого колеса. Это к тому же повышает точность позиционирования буквально до нескольких метров.
<Автор: Алексей Воробьев-Обухов
|