Освойте их, чтобы остаться в живых, хотя учиться правильно поворачивать и тормозить придется всю жизнь.
Грамотное вождение основано на двух главных навыках - умении тормозить и умении поворачивать. Вы должны постоянно их тренировать. Если кто-то внезапно начнет поворачивать налево через вашу полосу, опытный водитель сможет избежать аварии, а неопытный попадет в нее при прочих равных условиях. Тренируйте правильное прохождение поворотов, грамотное торможение в каждой поездке.
Горную дорогу или гоночный трек успешнее пройдет тот, кто умеет правильно тормозить и правильно поворачивать. Тормоза - самая главная часть автомобиля. Эффективное владение ими определяет вашу безопасность. Грамотное торможение позволяет контролировать скорость подхода к повороту, справиться с паникой в аварийной ситуации. Подружитесь с тормозами - и вы почувствуете, как растет ваша уверенность в себе.
На тормозах.
Насколько быстро вы ездите? Представьте, что вы катитесь воскресным утром среди полей на скорости 90 километров в час, временами разгоняясь до 100. А вы знаете, сколько времени займет остановка со 100 километров в час? А какое расстояние пройдет за это время автомобиль? Вы когда-нибудь тренировали остановку с такой скорости? Не мешало бы вам потренироваться - пригодится. Однако большинство водителей смело нажимают на педаль газа и совсем не умеют правильно нажимать на педаль тормоза. Все потому, что эффективное торможение требует тренировок. Много тренировок.
Если вы ездите на скорости 100 километров в час, тренируйтесь останавливаться с этой скоростью. Делайте это безопасно и в каждой поездке, превратите тренировку в привычку. Найдите пустую парковку или тихую дорогу и выясните, что могут ваши тормоза. Я тренирую торможение каждый день, потому что часто катаюсь на разных автомобилях. Выбираю время, когда за мной на дороге никого нет, и начинаю тормозить - сначала несильно, пробуя тормоза, а потом по-настоящему, с высокой скорости. Готов поспорить: как только вы узнаете, каков тормозной путь вашего автомобиля, вы будете обдуманнее нажимать на педаль газа.
Со временем вы поймете, как быстро может замедлиться автомобиль. Это важное знание, оно пригодится вам, когда потребуется предельно точная работа тормозами, например для входа в поворот. Вы поймете, как важно уметь достичь максимального замедления и той точки, после которой шины автомобиля уже начинают визжать или скользить, но колеса еще не блокируются. Вы поймете и значимость тонкой работы с тормозами, когда ниже речь пойдет о торможении на дуге поворота и других сложных приемах. Вы должны привыкнуть к своим тормозам.
Тренируйте торможение.
Для начала выберите прямой и ровный участок дороги. Цель - добиться устойчивого навыка остановки на грани блокировки передних и задних колес. Обратите внимание, что при торможении вес перемещается вперед, задние колеса разгружаются, поэтому передние колеса выполняют основную часть работы. Но чем длиннее база автомобиля, тем меньше разгружается зад, и тем больше работы могут выполнять задние покрышки.
1. Сделайте несколько простых остановок с низкой скорости.
2. Исследования показали, что правильное распределение усилий между передними и задними колесами повышает эффективность торможения. Большинство современных автомобилей, оборудованных всевозможными электронными системами, способны помочь водителю избежать неприятностей и ошибок при торможении.
3. Учитесь пользоваться левой ногой при торможении: время, когда нажимали на тормоз только правой, - давно прошло.
4. Научитесь нажимать на тормозную педаль так же, как на спусковой крючок винтовки - плавно, а не рывком. Резкое нажатие перегружает пружины подвески, уменьшает дорожный просвет, блокирует колеса. Вы должны учиться удерживать колеса на грани блокировки, когда резина попискивает, но колесо еще крутится. Если вы научились легко это делать, можно поиграть и с блокировкой. Быстро надавите на педаль тормоза до начала блокировки колес и немедленно немного отпустите педаль, чтобы колеса снова раскрутились. Не переусердствуйте: заблокированные колеса удлиняют тормозной путь.
5. Привыкайте размещать левую ногу на опоре или на полу (сбоку от педали сцепления) и плотнее прижимайтесь к спинке сиденья. Делайте это чаще, даже если вы катитесь по городу или замедляетесь перед поворотом. Тем самым вы получите больше информации от автомобиля, что уменьшит ваше время реакции.
6. Поэкспериментируйте с тормозами. Не топчите педаль, давите на нее плавно, пока не услышите писк резины или не почувствуете, как блокируются колеса. (Некоторые производители делают такие тихие шины, что их не слышно.)
В блокировании колес на короткое время нет ничего страшного. С ним можно бороться двумя способами. Во-первых, можно рулем удерживать автомобиль прямо, а во-вторых, можно просто чуть отпустить педаль, чтобы колеса раскрутились. В экстремальной ситуации, скорее всего, вы не сможете себя заставить отпустить тормоз, поэтому лучше потренироваться заранее в безопасном месте.
Четкое руление.
Очень трудно объяснить, как правильно рулить. Вам станет понятнее, если вы посмотрите, как учат рулить в школе профессора Э.С. Цыганкова, и обратите внимание на то, как вы сами это делаете. Несколько лет назад он придумал и описал действия водителя при рулении. Все просто вы поворачиваете рулевое колесо в левую сторону - ведущая рука левая, поворачиваете руль в правую сторону - ведущая рука правая, левая вспомогательная. Запутались? Все просто - учитесь и не бойтесь общаться по телефону (495. 166-00-06).
Как только вы освоите правильное руление, перед вами откроется множество различных вариантов его применения. Правильное руление - это не только способ избежать аварии, возможность обучения элементам выхода из критической ситуации, но и точнейший инструмент гонщика. Руление, как и торможение, нужно оттачивать всю жизнь.
В процессе тренировок вы поймете, что иногда ваше усилие, приложенное к рулю, прямо пропорционально возможностям автомобиля. Поверните руль плавно - и автомобиль выполнит ваше задание. Поверните руль резко (с низким коэффициентом сцепления) - и автомобиль уйдет по касательной. Попробуйте быстро сменить полосу с помощью резкого рывка руля, потом попробуйте медленно перестроиться, давя на руль с легким постоянным усилием. Современем вы начнете лучше понимать процесс, и ваше удовольствие от управления автомобилем возрастет.
Чем быстрее едет автомобиль, тем больше гироскопический эффект, вызываемый всеми вращающимися частями автомобиля (в направлении движения) - это означает только то, что вам потребуется приложить большее усилие для поворота руля. Смена полосы на скорости 90 километров в час требует большего усилия, прилагаемое к рулю, то же действие на 30 километрах в час требует меньших усилий. Причем не только для начала поворота, но и для восстановления прямолинейного движения. Конструкторы большую часть своего времени тратят на поиск баланса между устойчивостью автомобиля и его способностью к поворотам, делая выбор исходя из назначения конкретной модели. Но каким бы автомобилем вы ни владели, правильное руление расширит ваши способности по управлению им, выведет его за границы, очерченные терминами «устойчивость» и «управляемость».
Руление и торможение - ключ к дальнейшим успехам.
В разделе «Рули уверенно» даются объяснения, как использовать руление совместно с другими приемами. Но чтобы их освоить, вы сначала должны научиться поворачивать автомобиль, правильно работая рулевым колесом.
В этой главе не рассматривается влияние скорости на настройку подвески или тактическую составляющую при прохождении поворотов. Очень легко сосредоточиться на мелочах и забыть главное - автомобиль управляется рулем, тормозами и педалью газа. Если вы недавно сели за руль, научитесь грамотно тормозить, технично разгоняться и правильно рулить, и только потом тренируйте все остальное.
Уроки гоночной трассы.
Очень важно научиться чувствовать тормоза. Обратная связь важнее развиваемого усилия, потому что иногда приходится использовать тормоза в повороте (загружать тормозную педаль, когда автомобиль уже находится на дуге поворота). Не думайте о тормозах, как о выключателе, думайте о них как о реостате.
В гонках при торможении задние колеса не должны блокироваться раньше передних. Поэтому гонщики ограничивают тормозные усилия по осям автомобиля специальным устройством. Для остановки задних колес гонщики используют ручной тормоз.
Гонщики часто меняют тормозную жидкость, потому что ее нагрев или попадание в нее влаги снижают точку кипения. У спортивных автомобилей рекомендуется заменять тормозную жидкость каждые четыре месяца, а у обычных автомобилей через три года эксплуатации или через 200 тысяч километров пробега. Никогда не используйте тормозную жидкость по второму разу.
|