Еще лет пятнадцать назад автовладелец должен был находить свободное время, ведро и тряпку, чтобы выйти во двор и помыть машину. Сегодня такое зрелище относится к разряду экзотических: победили лень горожан и профессиональные автомойщики. Какие же права имеет гражданин при общении с сотрудником автомойки?
Мыть машину во дворе нельзя. Делать это запретили постановлением Совмина РСФСР еще в 1985 году (в нем говорилось о поддержании порядка на придомовой территории). Однако реальные рычаги воздействия - штрафы - появились только в 1996 году, вместе с московским законом «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города». Там был зафиксирован тариф за мойку своими руками в неположенном месте: от 5 до 10 МРОТ. Поэтому законопослушный москвич, если он желает видеть свою машину чистой, должен пользоваться услугами профессионалов - сотрудников автомоек. Моек в Москве около 1200. Из них 300 - автоматические, где автомобиль приводят в порядок при помощи моющих машин, остальные - ручные: там чистоту наводят специально обученные люди, вооруженные губкой и аппаратом высокого давления. Хотя учить-то здесь особо нечему: мойщики в структуре автосервисов - самый неквалифицированный персонал.
Стать рядовым мойщиком автомобилей достаточно просто - часто от кандидатов не требуется даже сносное знание русского языка. Чистый доход мойщика - 25% от стоимости услуги. В большинстве автомоек зарплата сдельная: платят за смену. График работы - два через два (то есть два рабочих дня по 12 часов, потом два выходных). По данным ИП, средний доход рядового московского мойщика автомобилей редко превышает 10-12 тыс. руб. в месяц.
Чистота требует жертв.
Мойка - такое же предприятие сферы услуг, как, скажем, прачечная или парикмахерская. Поэтому если владельца автомобиля не устраивает качество выполненных работ, то согласно закону «О защите прав потребителей», а также утвержденным правительством РФ в 2001 году «Правилам оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» он вправе потребовать от сотрудника мойки устранить недоработки бесплатно (или снизить цену за работу).
В отличие от автосервисов, сотрудники мойки не должны перед началом работы открывать наряд-заказ: стороны договариваются в устной форме, факт оказания услуги подтверждается чеком (его обычно приходится требовать).
Однако в российском законодательстве нигде не описаны критерии качества помывки машины. Поэтому вопрос о том, что считается чистым автомобилем, а что нет,- предмет дискуссии сторон. Правда, большинство управляющих автомойками стараются не обострять по пустякам отношения с клиентами: дотрут грязное стекло или объяснят, что удаление данного пятна - например, от битума - входит в число дополнительно оплачиваемых операций.
Другое дело, когда мойщик ненароком поцарапал или повредил автомобиль. Тогда вступает в силу записанное в Гражданском кодексе РФ правило, по которому виновный в нанесении материального ущерба должен его возместить в полном объеме. Сотрудники моек помнят про свою ответственность, поэтому стараются не связываться со старыми машинами, у которых при обработке струей под давлением может что-нибудь отвалиться; во всяком случае мойщики предупреждают клиента о возможных разрушительных последствиях.
И это, кстати, вполне законно. Как и объявления о том, что «за нарушения в работе двигателя после его мойки администрация ответственности не несет». Если до вас довели эту информацию и вы выразили свое согласие, значит, действительно «не несет». Договор, пусть и в устной форме, имеет силу.
Есть у мойщиков и еще одно (но уже нигде не описанное) право - пускать определенные машины без очереди (а часто и без оплаты). Секрет такой благотворительности прост: в число «льготников» попадают не только владельцы мойки и их близкие родственники, но и «крышующие» предприятие чиновники из районной управы или местного ОВД. Устраивать скандалы в таких ситуациях бесполезно: увы, благосклонность чиновника или милиционера дороже внимания клиента. Конечно, простой гражданин может изложить суть нанесенной ему обиды в письменной форме: написать в жалобную книгу или обратиться в управу. Но ждать расправы над провинившимися не стоит.
Отмывочная стоимость.
Набор услуг каждого помывочного пункта, как правило, стандартен. Однако перед тем как загнать машину в бокс, клиент должен не только внятно изложить мойщику, как именно надо помыть автомобиль, но и уточнить, что подразумевается под конкретной услугой. Например, если вы заказали дешевую «техническую мойку», не удивляйтесь, что имеется в виду обработка кузова струей воды под давлением: без губки и шампуня.
Средняя стоимость услуг (на примере ВАЗ-2109) на московских мойках: мойка кузова без автошампуня - 80 руб.; мойка днища и колесных арок - 80 руб.; мойка кузова с шампунем и последующей протиркой насухо - 150 руб.; мойка ковриков - 50 руб. за 4 штуки; уборка салона пылесосом - 100 руб.; уборка багажника при помощи пылесоса - 60 руб.; мойка двигателя при помощи специальных химических веществ - 200 руб.; мойка радиатора- 60 руб.; удаление пятен и следов от насекомых - от 50 до 200 руб.; удаление антикоррозийного состава - от 50 руб. (одно пятно) до 900 руб. (весь кузов); химическая чистка колесных дисков - 50 руб. за 1 диск; обработка кузова жидким воском - 60 руб.; химчистка салона - от 500 руб. (за деталь).
На всех московских мойках цена каждой конкретной услуги зависит в первую очередь от размера автомобиля. Сами мойщики, как правило, делят автомобили на пять классов. Чем машина больше и престижнее, тем услуги дороже. Иногда владельцы моек устанавливают отдельные ценники на конкретные модели, выделяя, например, Toyota Land Cruiser или Mercedes-Benz Gelaendewagen. «Все предприятия сферы услуг работают в рамках рынка. Поэтому если хозяин мойки устанавливает конкретную цену за свою услугу, то право потребителя - пользоваться ею или не пользоваться. Не устраивает цена? Езжайте в другую мойку»,- убежден президент некоммерческой ассоциации «Чистый транспорт» Борис Голов.
Дорогое удовольствие.
Большинство автомоек являются частью автосервисов, АЗС и автотранспортных предприятий, однако есть в городе и такие помывочные пункты, которые функционируют самостоятельно. Открыть собственную автомойку - занятие хлопотное.
Для этого мало оформить в префектуре документы на аренду земельного участка и утвердить проект мойки. Нужна специальная аппаратура: в первую очередь так называемое очистное сооружение оборотного водоснабжения. Говоря проще, вода с кузова автомобиля должна попадать не в канализацию, а в специальную установку, где она отстаивается, а затем при помощи специальных фильтров очищается и вновь используется для мойки машин. Без этого аппарата чиновники попросту не разрешат работу мойки. Однако далеко не все хозяева моек используют такую технику в повседневной работе. «Вода в таких установках не может быть очищена на все сто процентов, поэтому редко кто ей пользуется. Кому охота мыть машину клиента водой, где есть примеси тех же автомобильных масел или бензина?» - поделился наблюдениями управляющий одной из автомоек Алексей Луканькин. Это означает, что использованная для мойки машин вода со всей «химией» попросту попадает в канализацию. Конечно, за такое отношение к городской экологии мойку могут оштрафовать, а то и вовсе закрыть. Но для этого ее хозяев должен поймать за руку хотя бы один из проверяющих органов - от районной санэпидемстанции и экологической милиции до представителей «Мосводоканала» или «Мосводостока».
Одним словом, процесс мойки за последние 15 лет стал цивилизованнее только в том смысле, что горожанам больше нет нужды надевать штаны пострашнее, рубаху порванее и брать в руки ведро и тряпку, когда-то бывшую трусами, чтобы спуститься во двор с целью придать машине божеский вид.
Источник: http://www.rokf.ru/ |