Сколько раз вы рулите в повороте? А сколько раз, по вашему мнению, нужно рулить? Правильный ответ - одно руление на один поворот. Это - правило руления № 1.
Подруливание в повороте, это одно или несколько дополнительных рулений, не что иное, как проявление инстинкта самосохранения, срабатывающее по уже знакомым нам причинам: «вошел слишком быстро», «слишком широко», «не вписываюсь в поворот» и т.д. С помощью подруливания гонщики пытаются исправить ошибки, совершенные при входе в поворот.
Подруливание в повороте - это инстинкт самосохранения № 3. К сожалению, этот инстинкт, как и все другие, работает против гонщика, ухудшает управляемость и противоречит конструкции автомобиля.
При выполнении правила № 1 траектория получается четкой. Подруливание в повороте провоцирует другие ошибки.
Нестабильный газ и угол поворота передних колес.
Рассмотрим поподробнее, как именно работает этот инстинкт самосохранения в ситуации, которая водителю не нравится (например, заходит в поворот слишком широко), и он решает исправить ее дополнительным рулением. Однако в результате его действий становится круче угол поворота передних колес. Эта ошибка распространена также широко, как добавление и сброс газа на дуге поворота. Причем, как правило, добавление и сброс газа идет одновременно с подруливанием. Это усиливает нежелательные изменения развесовки автомобиля, мешает подвеске работать и ухудшает сцепление с дорогой. Допустим теперь, что гонщик правильно управляет педалью газа, но при этом подруливает. Тем самым он увеличивает угол поворота передних колес, что приводит к уменьшению сцепления шин с дорогой и ухудшает стабильность автомобиля. Поэтому запомните, одно руление на один поворот - идеальный вариант.
Причина - в вас самих.
Можно найти много объяснений ошибкам, но основная причина кроется в вас самих.
У каждого правила есть исключения, и у правила руления № 1 - то же. Не стоит стыдиться небольших подруливаний в повороте. Потеря сцепления или кочка, подпрыгнув на которой автомобиль меняет траекторию, заставляют подруливать даже мастеров. Однако надо четко понимать, что эти подруливания выполняются настолько точно и плавно, что их даже не видно со стороны. Большая часть подруливаний не что иное, как инстинкты самосохранения, и от них вполне можно отказаться. В какой-то момент гонщик понимает, что добавление и сброс газа - это ошибка и перестает ее делать. Также и с подрули-ванием. Установите видеокамеру в салоне автомобиля так, чтобы была возможность осуществлять съемку рук водителя во время движения автомобиля. Осуществив видео запись, подробно просмотрите отснятый сюжет. Скорее всего, вы увидите, что некоторые водители делают множество подруливаний в одном повороте, и все они, в конечном счете, оказываются ненужными. Если бы их не было, автомобиль вышел бы из поворота в той же точке, куда привело бы его самое первое руление на входе в поворот.
Прицелься и забудь.
Основное правило: выполните руление одним осознанным действием и больше не думайте о нем, существуют вещи более важные, им то и стоит уделять внимание в повороте. Чем меньше подруливаний, тем лучше. Одно руление на один поворот - вот идеал!
Быстрота руления.
В каждом повороте вы тратите какое-то время на сам процесс руления. Сколько времени и сколько внимания это отнимает у вас? Знаете ли вы, насколько быстро это делают мастера в автоспорте? Или у них это получается только потому, что в их распоряжении самая совершенная техника?
Допустим, что скорость руления мастеров оценивается в 10 баллов. Сколько тогда баллов получите вы? Обычный водитель входит в поворот примерно за 2 секунды. Лучшие из лучших делают это за 0,5 секунды. Средний гонщик получит 3 или 4 балла по 10-балльной шкале.
Как же уменьшить время на руление и зачем это нужно? Что мешает рулить быстро?
Инстинкты самосохранения и руление.
Давайте признаемся друг другу: входить в поворот очень страшно. Вы боитесь, что автомобиль не сможет выполнить поставленной перед ним задачи, что, повернув рулевое колесо слишком быстро, автомобиль потеряет сцепление с дорогой. Кроме того, слишком крутой угол наклона кузова автомобиля заставляет срабатывать инстинкты самосохранения.
Кредит поворота передних колес.
Но вот что странно - в неприятных ситуациях водители проходят поворот с большим углом поворота передних колес, чем это необходимо при данной скорости. Да и многие гонщики делают то же самое. Они как бы выбирают кредит поворота передних колес. Мы часто видим, как некоторые спортсмены едут со сносом передних колес в поворотах, которые можно пройти на 10-20 километров в час быстрее и при этом с меньшим углом поворота передних колес.
Чем круче угол поворота передних колес, тем лучше? Или вы предпочтете проходить поворот быстрее с меньшим углом поворота передних колес?
Слишком большой угол поворота передних колес автомобиля - это ошибка. При увеличении угла поворота передних колес автомобиль становится менее стабильным.
Чем круче угол, тем хуже. Кочки, выбоины, скользкие участки дороги с большей вероятностью приведут к «рысканью» или заносу при большем угле поворота передних колес. Кроме того, чем круче угол поворота, тем точнее должно быть управление педалью газа. При резком повороте рулевого колеса на большой угол, у не подготовленного водителя, как правило, срабатывает один из инстинктов самосохранения.
Давайте определим цель и задачу руления. Цель руления - изменить направление движения автомобиля. Задача руления - точно пройти поворот с минимально возможным для данной скорости углом поворота передних колес.
Руление и угол поворота передних колес и скорость.
Общеизвестно, что чем больше скорость, тем на меньший угол необходимо поворачивать передние колеса. С ростом скорости растет центробежная сила, стремящаяся вытолкнуть автомобиль наружу поворота.
Если вы научитесь проходить поворот с меньшим углом поворота передних колес, вам будет легче со временем увеличивать скорость в повороте.
Что если гонщик захочет увеличить скорость прохождения поворота при постоянной точке входа и постоянном угле поворота передних колес? Он должен научиться рулить быстрее, используя загрузку передних колес.
Быстрое руление позволяет поворачивать рулевое колесо на меньший угол.
С увеличением скорости входа в поворот необходимо увеличивать скорость руления.
Итак, при заданной скорости, чем быстрее вы поворачиваете автомобиль, тем меньший угол поворота передних колес требуется для прохождения поворота.
|