С инженерной точки зрения сцепление с дорогой зависит главным образом от правильной работы подвески автомобиля. Как водитель может улучшить подвески своего автомобиля? Так ли необходимо ставить на свой автомобиль спортивные амортизаторы? Возможно ли эффективное управление автомобилем на заводских подвесках? Что такое «эффективное управление автомобилем»?
На самом деле, автомобиль на заводских амортизаторах управляется отлично - не ерзает, не рыскает, не дергается - в общем, он стабилен. Современная подвеска и грамотный водитель могут поддерживать автомобиль в стабильном состоянии фактически при любых дорожных условиях. Эффективное управление автомобилем и предсказуемое сцепление шин с дорогой - это одно из условий безопасного движения не только по дорогам общего пользования, но и на спортивных трассах, не больше и не меньше.
Нет ничего хуже, чем неожиданное скольжение или угроза такого неуправляемого скольжения, в этой ситуации, как правило, инстинкты самосохранения и берут верх над большинством неподготовленных водителей. Давайте рассмотрим подробнее работу подвески автомобиля и постараемся понять, как водителю добиться эффективной работы подвесок с помощью педали газа.
Диапазон работы подвески автомобиля.
Хорошая подвеска отличается от плохой как узлами, так и геометрическими параметрами. Управление газом оказывает воздействие на оба компонента.
Подвески лучше всего работают в среднем диапазоне (примерно в центральной трети хода). Как полностью сжатая, так и полностью «вытянутая» подвеска плохо отслеживает дорогу. Резкое торможение и сильное ускорение -идеальные примеры. При торможении передняя часть автомобиля сильно загружается и вяло реагирует на неровности дороги, как правило - именно это является главной причиной блокировки передних колес. Колесо не «прописывает» неровности или делает это слишком медленно. При слишком сильном ускорении передняя часть автомобиля разгружается, что может привести к «рысканью» автомобиля. В центральной же трети хода, подвески идеально отслеживают дорожное полотно.
Подвески накладывают ограничения на стиль езды. Водитель должен стараться держать подвески в середине хода, тогда автомобиль сделает остальную работу сам. Правило газа № 1 как раз то, что нужно. Если же вы добавляете и сбрасываете газ, подвеска отслеживает не дорогу, а изменение развесовки. Делать два дела одновременно - не ее работа.
Настройка подвесок.
Характеристики подвесок можно настроить под конкретную трассу и под конкретный стиль вождения, но вы не избавитесь от основной проблемы. Просто автомобиль станет лучше соответствовать ситуации. На спортивных автомобилях изменяют «поведение» подвесок в предельных режимах, смещая тем самым диапазон их лучшей работы, чтобы добиться выигрыша при прохождении конкретного круга.
Вибрации (колебания) передних колес из-за частой потери и восстановления сцепления с дорогой - хороший пример трудностей с настройкой подвески. На некоторых автомобилях вибрация проявляется на низких скоростях, и некоторые спортсмены решают, что уже достигли предела работы подвесок. Но с увеличением скорости вибрация вдруг пропадает, с тем, чтобы проявиться, когда скорость станет еще выше. Серийные автомобили, как правило, настраиваются на некоторые усредненные условия для лучшего прохождения поворотов и неровностей.
Водительские настройки.
Лучший инструмент для настройки подвесок - педаль газа. На любом автомобиле именно грамотная работа на педали газа позволяет идеально контролировать развесовку на дуге поворота. Очевидно, слишком сильное открытие перемещает вес назад, закрытие - вперед. При весе автомобиля 1000 кило-1рамм, вы легким нажатием или отпусканием педали газа перебрасываете примерно 60 килограмм спереди назад и наоборот. Грамотное управление педалью газа - ключ к настройке подвесок.
Педаль газа как элемент подвески.
Гонщик может постоянно настраивать подвески и так ничего и не добиться. Ничто ему не поможет, если он резко заходит в поворот, сбросив газ, ждет почти до конца кривой, а потом газует изо всех сил, превышая 10-20% идеальной разницы в развесовке. Такой стиль никогда не позволит подвеске работать в идеальном диапазоне. Особенно это верно для простых среднескоростных поворотов на 90 градусов, требующих от 2-х до 3-х секунд на их прохождение. Гонщиков, использующих стиль, описанный выше, часто можно видеть в боксах, возящихся с настройками. Они уделяют большое внимание таким диапазонам работы подвесок, которые почти недостижимы в гонке.
Педаль газа и задняя подвеска.
Большинство автомобилистов не понимают простой вещи, что чем сильнее газуешь, тем менее податливой становится задняя подвеска, и тем сильнее поднимается задняя часть автомобиля. Многие думают, что при ускорении задняя часть автомобиля опускается - это не так. Простая проверка: упритесь передним бампером в стену и потихоньку отпускайте сцепление при включенной передаче, задняя часть автомобиля приподнимется.
Повторю правило газа № 1, как только вы начали добавлять газ, вы должны добавлять его равномерно, плавно и постоянно вплоть до окончания поворота. В этом случае правило газа № 1, идеально сочетается с нетривиальным фактом, описанным выше. Идеальная развесовка не только обеспечивает лучшее сцепление с дорогой, но и позволяет подвескам работать в лучшем диапазоне. Резкое добавление газа делает заднюю подвеску жесткой и ухудшает сцепление. Это проблема для большинства из нас, но умные гонщики нашли способ, как и где можно использовать данное явление (в соревнованиях Drfting). При уменьшении сцепления колесо начинает прокручиваться. Опытные спортсмены используют это для выхода из поворота. Подвеска становится мягче, поскольку потеря сцепления облегчает заднюю часть автомобиля. Все то же самое, но на другом уровне. ; ; 1 -ё '
Чем раньше вы открываете газ и чем плавнее вы его добавляете, тем меньшее ускорение вам требуется, чтобы достичь нужной скорости на выходе из поворота, и тем лучше работает задняя подвеска. Водитель получает более прогнозируемое сцепление с дорогой. И это работает для всех стилей вождения, не только для гонок.
Страховка от сноса.
Плавное добавление газа особенно полезно, когда задние колеса начинает сносить. При условии, что вы «не пожадничали» с газом, вы можете избежать большего сноса колес, просто перестав добавлять газ. Автомобиль начнет замедляться плавно, а не резко, как при закрытии газа, и мягко войдет в сцепление с дорогой. Главное препятствие на пути грамотных действий - инстинкт самосохранения № 1.
Очевидно, состояние шин, угол поворота передних колес, настройки подвесок, уровень подготовки водителя являются значимыми факторами.
Еще одна проблема — резкий сброс газа.
Как правило, неподготовленный водитель вне зависимости от привода автомобиля реагирует на опасность отпусканием педали газа. Когда заднюю часть автомобиля начинает заносить, он закрывает газ и перемещает некоторый вес с задних колес на передние, что приводит к более сильному заносу (наверное, исключение из правил можно сделать только для заднеприводных автомобилей, не имеющих «блокировки»). Иногда передняя часть автомобиля загружается за счет резкого сброса газа настолько, что это приводит к потере управляемости и весь автомобиль начинает сносить.
Низкий клиренс автомобиля.
При сбросе газа сжимаются все подвески. Если вы закроете газ в середине поворота, ваш клиренс уменьшится как спереди, так и сзади, причем немедленно. Инстинкт самосохранения № 1 тут как тут, стоит водителю услышать, как автомобиль скребет по асфальту, он закрывает газ еще сильнее, и автомобиль скребет еще сильнее. Инстинкт № 1 мешает снова. В основном с этой проблемой сталкиваются спортсмены, управляющие автомобилями с небольшим клиренсом (картинг, формула и т.д.)
Каково же главное правило при использовании газа?
Как только вы начали добавлять газ, вы должны добавлять его равномерно, плавно и постоянно вплоть до окончания поворота! Повторите про себя 1000 или 2000 раз.
|