Гоночная трасса - самое безопасное место для тренировки навыков управления.
На спортивных трассах можно здорово улучшить навыки вождения, даже если вы не собираетесь профессионально участвовать в гонках. Почему лучше оттачивать вождение на треках? Потому что там меньше цена ошибки. Кроме того, там меньше внешних факторов, поэтому можно целиком сосредоточиться на улучшении своих навыков, а ведь именно благодаря правильным навыкам мы остаемся в живых. (Никогда не полагайтесь на удачу!) Время, проведенное на треке, специальных площадках и трассах не проходит даром: под руководством опытных тренеров, спортсменов и инструкторов достигается огромный рост мастерства за короткий период времени.
Трек заставляет вас сконцентрироваться на базовых действиях - рулении, ускорении и торможении - и на их закрепляющих навыках. Отсутствие неожиданных опасностей дает возможность экспериментировать, искать пределы -свои и автомобиля. Вы можете ускоряться интенсивнее, тормозить сильнее. Все это не только поможет вам безопаснее ездить по улицам, но и позволит получать больше удовольствия от поездок.
Гоночный трек, а не гонки.
Если вы завтра без предварительной подготовки соберетесь участвовать в автомобильном соревновании (гонке), вы потратите время и деньги зря, так как скорее всего, не научитесь ничему, ну разве только подавлению собственной паники. Эта глава не про гонки, она про трек. Это такое место, где все едут в одну сторону, нигде не валяется гравий и на котором не бывает дорожного патруля. Если вы считаете, что трек - это очень опасно, вы ошибаетесь. Обычная поездка по улице заставляет вас принимать больше решений за единицу времени. Трек остается неизменным от круга к кругу (исключая начавшийся дождь или аварию), в то время как улица постоянно подбрасывает опасные неожиданности. На каждом повороте трека стоит маршал с флагом, который заранее предупредит вас об опасности. Асфальт трека всегда обеспечивает стабильное сцепление колес, чего нельзя сказать о покрытиях улиц и дорог. И что очень важно, на треке вас окружают единомышленники на автомобилях. Короче говоря, трек - самое безопасное место для получения бесценного опыта.
Время круга.
Задачу трековой езды легко сформулировать, но трудно выполнить. Формулировка: стабильно проезжать круг за минимальное время. Уверяю вас, это сложнее, чем кажется. Зато в случае успеха вас ждет огромное чувство удовлетворения, которым и объясняется любовь к тренировочным занятиям. Никакой другой спорт не требует такого единения человека с машиной, как технический, и на треке это единение достигает своей вершины.
Бывает так, что два самолюбия сталкиваются на улицах. Тогда разум и навыки пересаживаются на заднее сиденье, а за руль садятся бравада и бесшабашность. Тот, кто быстро ездит по улицам, не является самым быстрым, он просто сильнее рискует. А риск на улицах оплачивается дорого.
О мастерстве вождения говорит время круга на треке. Уверенность в своих силах поможет вам не ввязываться в уличные гонки. Как только вы поймете, что для гонок существует трек, вы сможете в обычных поездках наслаждаться автомобилем, погодой и приятной компанией. Рисковать на улицах так же захватывающе, как играть в русскую рулетку. Поверьте, я много раз видел, как люди, несколько раз приехав на тренировочную площадку, полностью меняли свой стиль вождения на улицах.
Незнакомый новый мир.
Легко объяснить, почему люди не хотят ехать на трек. Вы попадаете в незнакомую среду, населенную людьми, говорящими на особом языке и действующими по пока еще не известным вам правилам. Но ведь все эти люди когда-то начинали с того самого места, где сейчас находитесь вы. Они прошли через первую погрузку автомобиля на техничку, через первое заполнение бумаг, через первое обустройство спортивного гаража и через первый выезд на трек. Даже если вам попадется очень крутой персонаж, знайте, что Мистер неимоверная крутизна тоже когда-то стоял и хлопал глазами. Задавайте вопросы, следуйте указаниям, приезжайте пораньше, чтобы никуда не спешить - и через некоторое время вы тоже станете ветераном. Если эта глава заставит вас попробовать и испытать вышеизложенное – дерзайте!
Открытия на треке.
Что нового ждет вас на треке?
Во-первых, скоростной режим 200 километров в час - это очень быстро на вашей любимой горной дороге, но на треке, где максимальная ширина дорожного полотна 20 метров и нет встречного движения, это вполне безопасная скорость. Появляется замечательный шанс поближе познакомиться с красной линией на тахометре. Кроме того, можно поближе узнать, насколько мощные тормоза у вашего автомобиля. Асфальт трека обеспечивает высокий и стабильный коэффициент сцепления, поэтому тормозить можно гораздо эффективнее. Все уроки главы 6 замечательным образом преображаются на треке. Трек дает возможность поэкспериментировать, узнать о себе и автомобиле много нового. Поверьте, когда вы с автомобилем начнете работать как одно целое, вы получите огромное удовольствие.
Обратная сторона.
Давайте поговорим об обратной стороне медали и начнем с затрат. Вы, конечно, можете ездить на трек своим ходом, но гораздо удобнее купить прицеп или специальную техничку. Тогда вы сможете брать с собой дополнительное топливо, походный холодильник, инструмент, зонтики, воду, еду и все остальное, что делает жизнь легче и приятнее. Вам придется потратиться на крепежную оснастку, растяжки и ящики для всяких мелочей. Если ближайший трек находится не очень близко, придется потратиться на еду, гостиницу и дополнительное горючее для машины.
Вам понадобится кое-какая специальная экипировка. Прежде всего придется купить специальный шлем, обувь, перчатки и комбинезон. Обязательно купите хорошее сиденье и ремни безопасности. Всегда покупайте самую дорогую экипировку, которую можете себе позволить. Надевайте полную защиту всякий раз, когда выезжаете на трек: не имеет значения, зачем вы выезжаете на тренировку, - для участия в гонке, фото- или видеосъемке. Короче говоря - всегда надевайте все защитное обмундирование, которым располагаете. Вам придется потратиться и на автомобиль. Никогда не приезжайте на трек со стертыми колодками и изношенными шинами. Захватите с собой специальный инструмент. Некоторые треки требуют, чтобы в систему охлаждения была залита вода, потому что в отличие от тосола она в случае чего не делает асфальт очень скользким. Придется раскошелиться на дистиллированную воду и противоокислительную присадку к ней.
Ни в коем случае не экономьте на покрышках. Я много раз видел тысячедолларовые по убыткам аварии, причиной которых были шины из серии «еще походят». Не походят! И запомните - состояние шины определяется не только глубиной протектора. Вы знаете, что свойства шины зависят от количества циклов нагрева, которые она испытала. Бывает, что шины, сточенные до корда в одной гонке (например, в гонке на выносливость), держат лучше, чем абсолютно новые с виду покрышки, которые провели несколько выходных на треке. Если же вам все-таки приходится использовать покрышки не в идеальном состоянии, помните, что у вас только 100 единиц сцепления, что эти единицы очень маленькие и что к этому пределу надо подбираться осторожно, а не перепрыгивать ее.
Если вы станете регулярно посещать трек, расходы на покрышки превысят все остальные траты вместе взятые. А все потому, что гоночные покрышки живут гораздо меньше обычных дорожных шин, но зато обеспечивают уровень сцепления с дорогой, необходимый для темпа трековых заездов. Я не могу посоветовать какую-то конкретную модель шин. Поспрашивайте коллег-автомобилистов, какие шины им нравятся больше, и сами попробуйте разные варианты. Так что выбор шин зависит от предпочтений конкретного водителя и, конечно, от модели его автомобиля.
Если в один прекрасный день вы обнаружите, что жить без трека не можете, - значит, пришло время потратить деньги на еще один автомобиль. В самом деле, зачем рисковать своим любимым автомобилем, если за некоторую сумму можно купить, подготовленный автомобиль. Как правило, такой вариант дешевле, чем готовить спортивный автомобиль самому. Газеты и Интернет пестрят объявлениями о продаже таких автомобилей. Если вы не автомеханик, захватите с собой приятеля, который поможет оценить состояние автомобиля.
Важные подсказки.
Заполняйте заявление для допуска на трек крупными буквами, потому что вы наверняка будете нервничать и мелкие буквы будет трудно прочитать.
Никогда не пропускайте собраний. Узнайте места выезда на трек и съезда с него. Перед выездом с трека всегда предупреждайте других водителей сигналом указателя поворота или жестом руки.
Возьмите с собой друга для помощи в работе с автомобилем, зовите его своим механиком или гоночным инженером, и в конце дня не забудьте поблагодарить его.
Никогда не начинайте движение автомобиля, не проверив давление в шинах и уровень топлива. Каждый раз - сначала, состояние шин и количество топлива, потом – поехали.
Будьте всегда приветливы с соседями по питлейну. Прячьте ценности подальше и запирайте вещи. Воры на треках попадаются редко, но если что-то пропадает, это всегда самое ценное. Обязательно захватите с собой зонт или какой-нибудь тент. При установке закрепите их как следует.
Если хороший тренер или чемпион что-то говорит вам про трек — мотайте на ус.
Если кто-то еще хочет дать совет - поблагодарите его, но не будьте на 100% уверены в его правоте.
Составьте список необходимых вещей и сверяйтесь с ним перед каждой поездкой на трек. Корректируйте список с учетом опыта прошлых поездок.
Если вы опоздали на старт вашей сессии - не торопитесь, потому что можно забыть что-то важное. Например, что шины еще холодные. Погрейте их два-три круга и только потом отжигайте. Вы можете один раз забыть прогреть шины, и потом помнить об этом всю жизнь.
Никогда не двигайтесь за кем-то долго, чтобы не проходить его траекторию и не повторять его ошибок. Обгоните его или замедлитесь, чтобы увеличить дистанцию.
Используйте первый круг для прогрева, последний - для остывания. Головки цилиндров современных автомобилей работают в очень жестком температурном режиме, поэтому перед остановкой желательно проехать круг на низких оборотах (не обязательно медленно, главное - на низких оборотах). Если у вас нет такой возможности, постарайтесь как можно медленнее проехать через питлейн или дать автомобилю поработать 2-3 минуты на холостых оборотах после остановки в боксах.
Не стесняйтесь спрашивать опытного гонщика обо всем - от траектории до настройки подвесок.
Большинство аварий происходит из-за снижения концентрации внимания. Не катайтесь утомленным.
Специальные приемы.
Существуют специальные приемы и законы поведения на треке, требующие внимания. Они позволяют сделать катание эффективным и безопасным. Наблюдайте за другими водителями и подмечайте полезные хитрости и особенности поведения.
Взаимодействие между водителями.
Флаги помогают маршалам общаться со спортсменами, находящимися на треке. Поэтому, прежде чем выезжать на трек, изучите значение каждого флага, а также всю необходимую документацию. Но есть приемы, позволяющие водителям общаться между собой при помощи жестов. Как правило, современные автомобили, участвующие в соревнованиях, оборудованы радиосвязью.
Если вы опоздали к началу сессии и вынуждены прогревать шины, в то время как все уже давно едут в гоночном ритме, будьте предельно внимательны, так как другие водители могут не догадываться о ваших проблемах. Особенно важны выезды на трек и выходы с него. Как правило, на выходе ваши шины не прогреты и скорость невысока, поэтому не лезьте на траекторию, держитесь в стороне и грейте резину. И вообще всякий раз, когда вы едете медленнее остальных, оставьте идеальную траекторию тем, кто едет быстро.
Заведите хорошую привычку - ясно и четко обозначать ваши намерения до того, как вы приступите к их реализации. Чем более вы предсказуемы за рулем автомобиля для любого человека, а особенно для любящего очень часто общаться по телефону во время движения, тем больше у вас шансов не попасть в неприятную ситуацию и остаться в живых.
Обгоны.
На треке вы будете обгонять, и вас будут обгонять. Помните, что ответственность за безопасный обгон лежит на обгоняющем. Поскольку в тренировочных заездах победителей нет, нет смысла рисковать своей и чужой жизнью. Обгоняйте так, как вы хотите, чтобы обгоняли вас.
Большинству новичков обгоны даются непросто. Они догоняют медленный автомобиль, пристраиваются за ним, и так наматывают круг за кругом. А все потому, что их глаза работают неправильно.
Смотреть надо перед обгоняемым автомобилем, то есть туда, где нужно оказаться после обгона. Положение обгоняемого необходимо контролировать боковым периферическим зрением. Если уровень водителей примерно одинаков, можно повременить с обгоном несколько кругов, чтобы найти слабое место и дождаться шанса. Но ни в коем случае нельзя терять голову и обгонять во что бы то ни стало: не следует ехать быстрее, чем позволяет уровень мастерства.
При обгонах встречаются чаще всего две ошибки. Первая относится к обгонам по внешнему радиусу. Часто водитель возвращается на траекторию слишком рано и бьет задним бампером по переднему бамперу обгоняемого. Всегда помните, если обгоняемый исчез из зоны вашего периферийного зрения, это не значит, что вы достаточно далеко впереди. В этом случае, как и в любом другом, лучше перестраховаться.
Вторая ошибка - попытка обгона на выходе из поворота по внутреннему радиусу. В этом случае обгоняющий старается ускориться интенсивнее, чем обгоняемый. Он едет по меньшему радиусу (то есть с большей загрузкой шин) на фоне более мощного ускорения (то есть опять-таки с большей загрузкой шин). Обгоняющий увеличивает количество единиц сцепления сразу двумя способами и нарушает равенство скорость = радиусу. Конечно, такой обгон возможен, если обгоняемый едет гораздо медленнее обгоняемого, но во всех остальных случаях он опасен.
Обгоняющий должен выбрать траекторию с более широким радиусом, чтобы уменьшить угол поворота передних колес. Меньше угол - меньше «угловых» единиц, а значит, можно ускоряться интенсивнее, готовя обгон на последующей прямой или на торможении в следующем повороте. Грамотный обгон начинается в предшествующем повороте.
Что нужно делать, если обгоняют вас? Ничего. Следуйте своим планам и никогда не оборачивайтесь. Как правило, обгоняющий планирует обгон, предполагая, что вы не станете совершать необычных и неожиданных маневров. Возможна ситуация, когда вас обгоняет группа автомобилистов, так что если вы дернетесь с испугу в момент обгона вас лидером группы, вы можете подрезать остальных членов группы. Просто держитесь своей траектории, сосредоточьтесь на управлении и двигайтесь в меру своих сил и возможностей. Страшно смотреть со стороны на обгоны, когда обгоняемый постоянно оборачивается, провожает взглядом обгоняющего, при этом его автомобиль ходит ходуном. Смотрите вперед и сосредоточьтесь на управлении автомобилем. Если вы попали в сессию с более опытными водителями, вы можете облегчить жизнь и им, и себе.
Не выходите из поворотов максимально широко, оставьте больше места между собой и внешней обочиной. Тогда более быстрый водитель сможет обогнать вас на выходе из поворота, ускорившись посильнее. Это гораздо безопаснее, чем прижиматься к обочине, заставляя обгоняющего уменьшать радиус траектории: вы рискуете столкнуться с ним в случае, если он перестарается с газом.
Если кто-то обогнал вас некорректно, создав аварийную ситуацию, не ввязывайтесь с ним в дуэль, лучше обратите внимание маршалов на поведение этого водителя. И если вы увидите, что кто-то всю сессию ездит так медленно, что всем мешает, попросите маршалов в следующий раз поставить его в более медленную сессию.
Большие надежды.
Давайте вместе пройдем через обычный трековый день, чтобы понять, что вас ожидает. Лучше приехать пораньше, скажем в 7:30, если первая сессия назначена на 9:00. Как правило, вы можете сами выбрать место стоянки, но иногда вам указывают, где расположиться. Лучше зарегистрироваться сразу по приезде, даже не разгружая автомобиль, потому что на регистрацию может быть очередь. Многие клубы и треки позволяют регистрироваться накануне через Интернет. Захватите с собой на регистрацию бумажник, чековую книжку и медицинскую страховку. Будьте дружелюбны. Не стесняйтесь просить помощи у маршалов, работников трека и даже у президента клуба. Эти люди зарабатывают деньги на вашем желании нарезать круги, поэтому они с радостью помогут вам зарегистрироваться. И как же приятно будет увидеть, что ваш «механик» уже разгрузил автомобиль, пока вы возились с бумажками.
Лучше всего, если вы привезете уже подготовленный автомобиль, потому что ремонтные работы на треке увеличивают стресс, а его и так будет достаточно. Узнайте в клубе, что нужно проделать, чтобы быть допущенным на трек. Вы не ошибетесь, если проверите давление в шинах, зальете горючее. Возможно, вам придется сделать что-то еще. После разгрузки, но до расстановки стульев и зонтиков, отправляйтесь на техосмотр.
После техосмотра внимательно следите за объявлениями о собраниях для участников и никогда не пропускайте их. Там можно узнать много полезного: проблемные места трека, что делать в случае красного флага, как безопасно выезжать на трек и съезжать с него, порядок сессий и тому подобное. Там же можно задать вопросы. Если вам что-то непонятно, лучше спросить. Перед каждой сессией не забудьте погреть двигатель автомобиля. Тут лучше поспешить, чем опоздать. Если погода жаркая, не надевайте шлем и не застегивайте комбинезон до посадки в автомобиль. Бывает так, что сигнал к выезду дают попозже, если в группе перед вами были проблемы. Всегда помните, что у вас будет достаточно времени накататься в течение дня, так что глупо волноваться из-за минутного опоздания к началу сессии.
Никогда не принимайте предложения проводить вас по треку, особенно если это незнакомый трек. Почему? Да потому, что погоня за опытным водителем может вас напугать и, кроме того, наверняка вызовет эффект туннельного зрения, а значит, трека-то вы и не увидите. Вместо этого прокатитесь пару первых кругов в спокойном режиме, чтобы лучше познакомиться с треком и прогреть шины, двигатель, колодки и мозги. Если вы сильно опоздали к началу сессии, держитесь на этих кругах в стороне от траектории. Постарайтесь за это время запомнить, где стоят маршалы, наметить возможные зоны обгонов и альтернативные траектории. Не надо сразу ехать в гоночном ритме на незнакомом треке. Хорошо запомните: самое опасное сочетание - холодные шины и горячая голова. Учитесь на чужих ошибках.
Прогревший.
Езда на холодных шинах, новых шинах или холодных новых шинах сродни езде под дождем. Покрышки как-то цепляются за асфальт, но предел сцепления очень низок и его легко перескочить с помощью резких действий. Направляйте автомобиль в поворот плавно, не надо бросать его в поворот без необходимости. Можно ехать быстро, но не надо ехать агрессивно.
В холодный день вам придется потратить больше времени на нагрев покрышек. По мере роста мастерства вы научитесь раньше чувствовать момент, когда шины достигли рабочей температуры. На холодной резине автомобиль кажется слишком тяжелым и неповоротливым. Не пренебрегайте этим чувством, оно сигнализирует, что где-то есть проблема. Через несколько кругов покрышки пошлют вам сигнал, что все в порядке.
Не надо выписывать зигзаги во время прогревочного круга. Вы не профессиональный гонщик, поэтому большинство организаторов не одобрят такого поведения во время тренировки. Шины становятся теплее с каждым поворотом и торможением, так что вскоре нагреются сами собой. Количество кругов, нужных для нагрева, зависит от скорости автомобиля и температуры воздуха.
Перерыв на обед.
В перерывах между сессиями нужно потратить время на анализ. Нарисуйте схему трека, пометьте на ней свою траекторию и переключения передач и задайте себе несколько вопросов. Например - есть ли непонятные места? На какой передаче надо проходить этот поворот? Как справиться с неровностью в этом повороте? Проводите такой анализ после каждого заезда, запомните -прогресс начинается с разумного понимания. Если вы хотите прогрессировать быстрее, уделяйте больше времени анализу.
В перерыве между сессиями необходимо протереть или помыть автомобиль. Особенно тщательно нужно очистить детали, от которых зависит ваша жизнь. Моя автомобиль и очищая некоторые детали, вы, возможно, заметите мелкие неприятности, вроде трещин или ослабленного крепежа, прежде чем они станут большой проблемой.
Убедитесь, что все болты и гайки на месте, желательно проверить, все ли они затянуты. Всегда помните, что это - залог безопасности.
К середине дня вы почувствуете снижение концентрации внимания, особенно если не пили достаточного количества воды и плотно не ели. Вы также заметите, что ваша группа поредела из-за усталости, поломок или аварий. Помните об этом, когда все ринутся на трассу в первые минуты первой сессии. Возможно, даже стоит ее пропустить, все равно потом будет достаточно свободного трекового времени.
Цели.
Обязательно ставьте себе цель на каждую сессию, чтобы не тратить время впустую. Целью может быть осваивание альтернативной стратегии. Короче говоря, вашей целью должно быть улучшение времени на круге или конкретного навыка. Не старайтесь ехать изо всех сил в каждой сессии. Часто лучшее время неожиданно достигается, когда вы расслабляетесь и забываете об агрессивности (особенно это помогает на входе в повороты).
Поэкспериментируйте с настройками. Спросите совета у опытного водителя и опробуйте его рекомендации. Записывайте все изменения, чтобы понять, в какую сторону двигаться или в случае чего вернуться к старым настройкам. И вообще, если вы станете ставить себе задачи и достигать их, вы получите больше удовольствия.
Окончание дня.
Не пренебрегайте помощью при погрузке автомобиля. Поверьте, автомобили часто калечат при погрузке, так что еще одна пара рук не помешает.
Если есть возможность, помойте автомобиль перед погрузкой, потому что домой вы доберетесь поздно, и вам просто не захочется с этим возиться. Попробуйте в дороге по горячим следам составить список необходимых изменений или настроек вашего автомобиля. Накормите ужином своего «механика», чтобы в следующий раз он снова поехал с вами. А если вы все делали правильно, следующий раз обязательно представится.
Ошибки на гоночных трассах.
Поскольку глава посвящена урокам гоночной трассы, мне хотелось бы привести здесь список самых распространенных ошибок.
1. Слишком высокая скорость на входе в поворот. Ошибка на входе делает невозможным правильное прохождение поворота. Если вы дестабилизируете автомобиль на входе, вы не сможете найти правильную траекторию, попасть в апекс и ускориться пораньше. Есть старая пословица - «Торопись медленно». Отлично подходит к входу в поворот!
2. Ранний поворот. Ошибка, вытекающая из предидущей. Быстрый вход в поворот пугает, и вы подсознательно стараетесь повернуть пораньше, пока трек еще это позволяет. Но тем самым вы уменьшаете возможный радиус траектории, а это значит, что вам придется замедлиться, чтобы пройти поворот с привычным углом поворота рулевого колеса либо повернуть руль на больший угол, чем обычно. Второй вариант, как правило, приводит к тому, что вы пугаетесь, дергаете руль в сторону поворота и тормозите, как результат - вылет с трассы.
3. Все или ничего. Я много раз призывал к плавности. Газ и тормоз - не выключатели, это реостаты с почти бесконечным числом промежуточных положений. Лучшие гонщики изменяют усилия на тормозе или добавляют усилие на педали газа на почти незаметную величину. Начинающие водители поначалу пытаются действовать аккуратно, но по мере роста скорости забывают о плавности, что всегда заканчивается плачевно.
4. Зажатые плечи и руки. Ваш автомобиль говорит с вами с помощью руля, сиденья и опорной ноги. Причем руль снабжает вас очень важной информацией: какой на данный момент у автомобиля коэффициент сцепления передних колес с дорожным покрытием. Вы просто не поймете, что он говорит, если вцепитесь в руль мертвой хваткой. Кроме того, расслабленные руки делают автомобиль стабильнее, потому что дают ему возможность отрабатывать неровности дорожного полотна.
5. Неподвижный корпус. Чтобы расслабить руки, прижмитесь плотнее к спинке сиденья. Всегда помните, что на рулевом колесе должен размещаться только вес ваших рук, не наклоняйтесь к рулю и не тяните руль на себя. Если вы не сдвинетесь достаточно далеко от руля, вам будет непросто расслабить руки. Правильная посадка в автомобиле позволяет на ранней стадии распознать опасность благодаря работе рецепторов и в результате раньше найти выход из той или иной критической ситуации.
6. Опущенные глаза. Если вас пугает скорость или вы всегда запаздываете с рулением, просто поднимите глаза вверх. Звучит просто, но помогает многим. Смотрите вверх, чтобы постоянно напрягать мозг и предугадывать будущее.
7. Слишком слабое торможение. Многие решают тормозить слабее, чтобы ездить быстрее. Абсолютно неверно. Чем быстрее вы едете, тем больше пользуетесь тормозами, потому что начинаете тормозить раньше, тормозите сильнее и активнее применяете trail-braking. Поворот, который можно пройти на скорости 50 километров в час, останется неизменным, даже если вы подойдете к нему на 120 километрах в час. Так что если вы увеличили скорость, придется активнее пользоваться тормозами. Больше газа - больше тормозов.
8. Отдых между поворотами. Позвольте открыть вам небольшой секрет: между поворотами нужно как следует трудиться. Если вы на протяжении прямой не сместитесь так, чтобы зайти в следующий поворот как можно шире, вам придется либо сильнее снизить скорость, либо на больший угол повернуть рулевое колесо.
9. Отсутствие анализа. Большинство улучшений порождает разум, пока тело отдыхает. Недостаточно выкладываться за рулем на 110%, обязательно нужно анализировать свои действия.
10. Переоценка настройки автомобиля. Не ругайте автомобиль, если он не в состоянии выполнить задачу, которую вы перед ним поставили. Необходимо точно знать и понимать его возможности. Если вы найдете четкую грань между вашими возможностями и возможностями вашего автомобиля, вы поймете, где нужно вносить коррективы: вам учиться или автомобиль отправить в тюнинговое ателье?
11. Катание в чужом темпе или гонки во время тренировки. Агрессия является причиной большинства аварий. Главное - совершенствовать навыки, и тогда скорость придет сама собой. Не копируйте чужих ошибок, не идите на поводу у чужой агрессии.
Врезка: Флаги.
Поскольку на треке нет дорожных знаков и ограничений скорости, маршалы для связи с гонщиками используют флаги. Как правило, их значение универсально, однако некоторые клубы имеют свои правила для некоторых флагов. Выучите их и беспрекословно выполняйте - это неотъемлемая часть безопасности.
|