Каждый из нас проходит повороты по той или иной траектории. Но что такое идеальная траектория? Если вы найдете ее, как вам ее удержать? Что может помешать вам выбрать и использовать идеальную траекторию?
На самом деле, на все эти вопросы существует простой ответ, вытекающий из правила газа № 1. По сути, это одно и то же. Траектория, которая позволяет применить правило газа № 1, и есть идеальная траектория, та, что не позволяет - неидеальная. Почти не важно, какую траекторию вы выбрали, главное - грамотное управление газом.
Различные приемы.
Не хочу ввести вас в заблуждение. Идеальной траектории для каждого не существует и не может существовать. Различные траектории являются результатом работы гонщика, его частного видения задачи, его сильных и слабых сторон, возможностей его автомобиля и, конечно, пороговых значений его инстинктов.
Кроме того, состояние дорожного покрытия может пагубно сказываться на сцеплении с дорогой, и это внесет коррективы в траекторию. Чтобы справиться со всеми этими выбоинами, буфами и заплатками, можно настроить подвеску, изменить траекторию или не обращать на них внимания. Мастера используют комбинацию всех трех способов. Самый трудный способ - третий, поскольку он подразумевает преодоление инстинкта самосохранения.
Во время соревнований гонщики поначалу всегда жалуются на трассу, мол она стала хуже, чем в прошлом году. Первое время они замечают только ухудшения. Однако, как правило, они устанавливают личные рекорды к концу соревнований.
Найти траекторию.
Всякий раз, когда вы закрываете газ в повороте или открываете его недостаточно быстро, вы теряете время и ухудшаете устойчивость автомобиля. Вход в поворот является определяющим моментом. Хорошим примером являются повороты с уменьшающимся радиусом. Если вы входите в такой поворот как в обычный, вам придется сбросить газ в середине. Вы нарушите правило № l, а это значит, ваша траектория будет не идеальна.
Не путайте повороты с двумя апексами и повороты с уменьшающимся радиусом. В повороте с двумя апексами вы должны сбросить газ посередине, чтобы снова повернуть автомобиль. Это позволит вам полностью и правильно контролировать газ на выходе из второй части поворота и не «зависнуть» на ровном газу.
Запомните «держать ровный газ» и «использовать неправильную траекторию» - одно и то же. Этим вы нарушаете правило № 1.
Траектория определяется газом.
Траектория определяется газом, или рулите для газа; хорошая траектория позволяет правильно использовать газ. Других определений идеальной траектории не существует.
Не зависайте на ровном газу.
Если вы не открываете газ в повороте, вы замедляетесь. Даже если вы открываете его недостаточно быстро, вы теряете свои километры в час. Многие водители считают, что открытие газа приводит к ускорению автомобиля. Это не так, попробуйте вот что. Сядьте в автомобиль, зайдите на нем в поворот, откройте газ и посмотрите на спидометр (делайте это в безопасном месте). Вам необходимо нажимать на педаль газа даже для того, чтобы поддерживать разве-совку 50/50, так что для идеальной развесовки вам нужно газовать еще сильнее.
Держи траекторию.
Единственный надежный способ держать траекторию - это поддерживать развесовку 40/60 с помощью педали газа. Это очень нужно вашему автомобилю, это идеальное состояние для него, это способ добиться стабильности автомобиля в сочетании со стабильностью траектории. Хотите ли вы использовать предсказуемую траекторию? Хотите ли вы знать, куда именно едет автомобиль? Замечаете ли вы его небольшие рысканья? Самое главное - приводят ли эти рысканья к инстинктам самосохранения?
Интересный факт - «вошел слишком быстро» и «еду слишком широко» -включает инстинкт № 1. Он заставляет вас делать то, что как раз делать не нужно - сбрасывать газ, что приводит к распрямлению траектории.
Исключения.
Существует исключение из правила № 1 - повороты, проходимые на высшей передаче на полном газу. Что же вам делать? Вы не можете открыть газ, педаль нажата в пол до упора. Что произойдет, если вы начнете сбрасывать и добавлять газ в середине поворота? Траектория немедленно распрямиться, автомобиль начнет прыгать и потеряет стабильность. Решение - используйте коробку передач, а не газ. Нужно войти в поворот с меньшими, чем обычно оборотами, чтобы мотор смог тянуть и в повороте, и автомобиль был бы стабильным.
Главный секрет.
На первый взгляд, все вышеизложенное производит впечатление главного секрета вождения. На самом же деле, это всего лишь основы, учиться вам придется в каждом повороте. Помните, что передние колеса, повернутые на слишком большой угол, сильно понижают передаточное число. Если вы выберете слишком низкую передачу при входе в поворот, то у вас появляется шанс, что двигатель вашего автомобиля упрется в ограничитель оборотов и не даст возможность равномерно ускориться. Главный секрет - не упереться в ограничитель оборотов посреди поворота.
Вот вам другая сторона медали. Допустим, на выходе из поворота вы посмотрели на тахометр и увидели, что далеко до красной черты. Надо переключиться на более низкую передачу - скажете вы себе. А вот и не надо. Ведь сейчас вы выровняете рулевое колесо, автомобиль перестанет упираться в повернутые передние колеса и обороты двигателя возрастут, тем самым вы избежите лишних переключений.
А вот вам супер-секрет из спорта. Задача - выйти из поворота с максимальным числом оборотов. В этом случае, гонщик срывает ведущие колеса в юз, обороты увеличиваются, срабатывает ограничитель, который не дает колесам раскрутиться слишком сильно. Мощность падает плавно, и гонщик может позволить себе ехать на ограничителе какое-то время безнаказанно. Единственный минус - желательно переключиться на высшую передачу, пока автомобиль не выровнялся. Как вам такой уровень мастерства?
Другие исключения.
Есть и другие повороты, в которых правило газа № 1 не работает. Это повороты с отрицательным профилем (велотрек наоборот), повороты с изломом посередине, повороты с переменным радиусом и повороты под гору. Вам нужно на миг или два приостановить добавление газа (не сбрасывать!), или на выходе вы будете ехать слишком быстро и слишком широко и не сможете как следует ускориться.
Траектория мощности.
Параметры мотора и настройка подвески сильно определяют траекторию. На автомобилях, имеющих двигатели большой мощности, вы можете пройти поворот помедленнее, чтобы потом наверстать при ускорении. На маломощных двигателях вы не можете жертвовать скоростью в повороте никогда. Если из-за плохой подвески автомобиль проходит повороты медленнее, вам придется дольше осторожничать с газом в середине поворота, чтобы избежать слишком широкой траектории.
Может быть вы заметили, что некоторые гонщики выравнивают рулевое колесо быстро в самом конце поворота, другие же делают это постепенно, на протяжении большей дистанции. Причина в медленном рулении. Гонщик жадничает с газом, слишком поздно поворачивает рулевое колесо, и ему приходится дольше ехать на повернутых колесах, чтобы не вылететь с трассы. Возможно, ему просто нравится управлять именно так. Естественно, чем раньше гонщик выравнивает рулевое колесо, тем меньше автомобиль и водитель испытывает сопротивление со стороны угловой силы, и тем лучше происходит процесс ускорения.
Конец поворота.
Давайте выясним, где заканчивается поворот. Каждый поворот имеет точку, за которой он кончается. Она зависит от гонщика и конструктивных особенностей автомобиля. Определение этой точки: если вы можете делать с газом что угодно, если ваше внимание больше не занято поворотом, если вы снова храбры, если вы уверены, что в следующий раз у вас получится еще лучше -это значит, что поворот закончился.
Это важно, вы можете выбирать траекторию, но она должна подчиняться правилу № 1!
|