Правильное управление газом помогает подвескам и шинам работать в оптимальном диапазоне и обеспечивает предсказуемую траекторию. Но когда и в какой части поворота вам нужно начинать применять правило № 1? Когда пора нажимать полный газ?
При обычном движении водитель, как правило, катится 2/3 поворота и только потом начинает нажимать газ. В обычных условиях городского вождения автомобиль «прощает» вам качение в повороте со сброшенным газом. Большинство начинающих водителей привыкает к такому способу прохождения поворотов, поскольку он не вызывает нажатие на кнопку «паника» по причинам - «слишком быстро вхожу в поворот» или «слишком широко вхожу в поворот», которые заставляют срабатывать инстинкт № 1. Однако, при чуть более энергичном вождении, такой метод не дает водителю в полной мере воспользоваться преимуществами правильного управления газом.
К чему приводит сброс газа:
- вес перемещается вперед, загружая передние колеса и разгружая задние;
- подвески не работают в своем идеальном диапазоне, автомобиль слишком сильно реагирует на неровности покрытия;
- автомобиль острее откликается на движения рулевым колесом;
- на дуге поворота вес автомобиля перемещается на наружное упорное колесо; - клиренс уменьшается;
- падает скорость движения автомобиля.
Когда необходимо нажимать на педаль газа? Это зависит от того, где и в какой части траектории вам нужна правильная работа автомобиля. Чем раньше вы имеете возможность нажимать на педаль газа, тем лучше. Чем позже тем больше шансов у вас попасть в неприятности.
Когда?
Открывайте газ на самой ранней стадии поворота. Это не значит в точке апекса, или перед апексом, или сразу после апекса, это значит - как можно скорее.
Как?
Вот вам несколько подсказок. Обычно водители не открывают газ, пока не закончат руление. И это правильно. Во время руления очень трудно точно дозировать газ. Так что, если вы хотите управлять педалью газа безошибочно - сперва, закончите руление, а потом открывайте газ.
При скоростном прохождении поворотов даже люфты механизмов автомобиля становятся заметными и раздражающими. Резкое и грубое открытие газа создает похожий эффект. Изменение распределения развесовки автомобиля должно выполняться максимально плавно, чтобы не нарушить стабильность и сцепление шин с дорогой.
Планирование.
Что удерживает вас от максимально раннего открытия газа? Две простые вещи: вы просто не думали об этом или вы этого боитесь. В каждом повороте нужно как можно раньше и плавнее открывать газ - вот основной план.
Справиться с очень сильным инстинктом самосохранения № 1, который заставляет сбрасывать газ, можно и должно практикой и только практикой. Упростить для себя его приручение можно пониманием простой вещи.
Если вы не потеряли сцепление шин с дорогой, войдя в поворот, достижение идеальной развесовки не ухудшит сцепление, а стабилизирует его.
Посмотрите еще раз на список того, к чему приводит сброс газа. Добавляя газ, вы не добавляете новых вредных сил, вы боретесь с ними. Ваша задача -начать бороться как можно раньше.
Одна десятая.
В терминах времени и пространства, когда вы открываете газ с опозданием на 0,1 секунды, вы проигрываете более одного корпуса автомобиля при прохождении поворота на скорости 120 км/ч.
Чтобы лучше понять, что такое 0,1 секунды, дважды щелкните пальцами как можно быстрее. Между щелчками пройдет 0,1-0,2 секунды. А теперь спросите себя: «Сколько драгоценных десятых вы потратили, направляя автомобиль в поворот?» Совсем не трудно потерять 0,5 секунды (два щелчка с ленцой), и вы позади соперника. Это не значит, что вы потеряли 0,5 секунды на круге, это значит, что ваш автомобиль не ехал как надо эти полсекунды.
Когда вы медлите с открытием газа и достижением идеальной развесовки, вы уменьшаете вашу скорость в повороте, ухудшаете контроль и увеличиваете время прохождения круга.
СИЛЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К ПАНИКЕ.
Приводят ли к панике слишком большие силы, слишком большая скорость, или ускорение, или замедление, слишком сильная центробежная сила и так далее? Привычные величины никого не напрягают. Что будет, если вы научитесь контролировать эти силы на более высоком уровне? Станете ли вы ездить лучше? Лучший контроль сил при езде на автомобиле повышает порог срабатывания инстинктов самосохранения.
Немного больше, чем нужно.
Неуверенность может вызвать как большое значение силы, так и большое количество сил, действующих одновременно. При движении автомобиля вы подвергаетесь воздействию большого количества сил. С каждой по отдельности можно справиться. Но что если все они действуют одновременно?
У каждого существует значение скорости, при котором он может контролировать все действующие силы и при этом не пересекать пороговых значений для инстинктов. Вот почему многие гонщики очень грамотно ездят при скоростях около 75% от своих лучших достижений и совершают много ошибок при 80%) и выше.
Тренировка.
Прохождение быстрых поворотов:
1. подъезжайте к повороту на скорости, при которой вы себя уверенно чувствуете, газ держите постоянным, торможение осуществляйте на прямых колесах (не путайте торможение с загрузкой);
2. как только повернете рулевое колесо, открывайте газ, добиваясь идеальной развесовки;
3. поскольку скорость для вас комфортна, вы не запаникуете, соответственно автомобиль будет вести себя стабильно;
4. в следующий раз сделайте то же самое, но держите обороты на несколько сотен выше, в зависимости от возможностей вашего автомобиля, каждая 1000 оборотов даст прирост скорости примерно 20-30 км/ч на пятой передаче, соответственно 500 оборотов - 10-15 км/ч, 100 оборотов - 2-3 км/ч;
5. повторяйте вышеописанные шаги (1-3), пока не достигнете предела собственных возможностей или возможностей автомобиля.
Ваша задача: повысить скорость прохождения поворотов и избавиться от срабатывания ненужных инстинктов самосохранения.
Для медленных поворотов следует изменить тактику:
- приближайтесь к повороту на полном газу, но начинайте сбрасывать газ намного раньше, чем в быстрых поворотах, делайте это плавно и равномерно; - резко откройте газ и тут же начинайте его плавно добавлять. Постепенно усложняйте задачу, и вы улучшите результаты самым безопасным и контролируемым способом.
Вот только несколько примеров успешной работы этого метода. В большинстве случаев гонщик понимает, что ему никогда не приходится сбрасывать газ полностью, или он сбрасывает газ, но только на мгновение, чтобы обозначить точку начала поворота. Тормоза переходят в разряд воспоминаний. Инстинкт самосохранения побежден грамотной работой с газом и пониманием потребностей автомобиля.
Будь настороже.
В каждом повороте, как только вам захочется сбросить газ или затормозить, насторожитесь и спросите себя: «А не достигну ли я лучших результатов, если буду грамотно управлять газом?»
Правило газа № 2 - в поворотах, требующих быстрого входа, рассчитывайте сброс газа так же тщательно, как и добавление. Как это правило сочетается с конструкцией подвесок автомобиля, развесовкой и сцеплением шин с дорогой?
Оценка сил.
Мы используем множество сил, возникающих при движении автомобиля, фактически мы оцениваем наши действия по ним. Силы, возникающие при торможении, разгоне, повороте, очень важны для вождения. Мы получаем от них информацию о наших действиях. Но на примере ритмического заноса мы видим, что и они могут нас обмануть.
Распознавание сил.
Многие не могут отделить ощущения от большой перегрузки (примерно в lg), возникающей при торможении или в повороте, и столь необходимой для загрузки (0,1 0,2g).
Правильное управление газом вызывает наименьшую силу из всех, которые действуют на автомобиль в повороте. Когда ваши скорости возрастут, и вы научитесь открывать газ пораньше, вы поразитесь, как слабо влияет на автомобиль открытие газа в повороте. Вам, наверное, кажется, что отслеживать в повороте легкое ускорение, вместо огромной скорости или центробежной силы, довольно трудно. Возможно, вы даже думаете, что это просто неправильно. Не волнуйтесь, все правильно. Просто мы говорим о том, что хочется автомобилю, а не гонщику.
Силы в работе.
В каждом повороте действует много разных сил, и вес их нужно отслеживать: замедление при торможении, сила тяги двигателя, сила сопротивления воздуха, сила, возникающая при повороте рулевого колеса, сила сцепления колес с дорогой и центробежная сила. Каждая из них в отдельности не создает особых проблем. Что происходит с автомобилем и водителем, когда на них одновременно воздействуют несколько сил?
При вождении вы имеете дело именно с силами. Правильное управление газом помогает контролировать их и, кроме того, помогает победить вредные инстинкты. А правильный подбор скорости для входа в поворот делает жизнь немного легче и для вас, и для автомобиля на выходе из поворота.
Запомните - все «проблемы» желательно решать до начала поворота рулевого колеса, на выходе из поворота у вас должна быть «легкая жизнь», а не наоборот. Как правило, неподготовленный водитель «борется» с автомобилем на выходе из поворота и очень часто проигрывает.
Скорость заставляет срабатывать инстинкты самосохранения, грамотное управление газом помогает с ними бороться.
Человек создает больше проблем, чем может вынести автомобиль.
Если бы автомобиль мог говорить, наверное, он попросил бы водителя никогда в него не садиться. Как неопытный пассажир создает проблемы водителю, пытаясь подсказать, что необходимо делать водителю в той или иной ситуации, так и сам водитель создает автомобилю проблемы постановкой таких задач, которые он не в состоянии выполнить.
Большинство начинающих водителей пытаются наклонять голову в сторону поворота и рулить одновременно. Это грубая ошибка, которая приводит к «рысканью» автомобиля при входе в поворот.
|