По степени важности в «табели о рангах» технических жидкостей для автомобиля трансмиссионные масла стоят за моторными. На пустой коробке вы далеко не уедете. Вы вообще вряд ли куда–нибудь уедете.
Для обеспечения нормальной работы трансмиссии используемые в ней масла должны обладать рядом специфических свойств. По своим качествам и сфере применения эти масла существенно отличаются друг от друга. По областям применения «трансмиссионки» делятся на масла для механических коробок передач (МКП) задне– и переднеприводных автомобилей и для автоматических коробок передач (АКП). Кроме этого, они же применяются в гидроусилителях рулевого управления (ГУР). Масла для МКП предназначены для обеспечения нормальных условий работы коробок передач — эффективная смазка пар трения, снятие механических нагрузок, отвод тепла и продуктов коррозии, микроабразивных частиц из мест износа.
Масла для АКП, кроме этого, выполняют роль передатчика механической энергии во всем комплексе гидромеханической трансмиссии. К этой группе масел предъявляются требования более высокие по сравнению с маслами для МКП. Как и для моторных, так и для трансмиссионных масел в качестве базовых (основы) используются минеральные, комбинированные (полусинтетические) или полностью синтетические масла. В зависимости от них изменяется основной показатель масла — вязкостно–температурная характеристика — и ряд других эксплуатационных показателей.
Основными свойствами трансмиссионных масел являются смазывающая способность, вязкость, термоокислительная способность, антикоррозионные свойства и стойкость к пенообразованию. Смазывающая способность — основная характеристика — напрямую зависит от возможности масла предохранять поверхности трения от различных повреждений. Этот показатель улучшается по мере увеличения вязкости, однако при этом вступает в силу закон борьбы и единства противоположностей: большая вязкость обеспечивает высокую прочность смазывающей пленке, но при этом возрастают потери мощности трансмиссии. Кроме всего прочего, вязкое масло сильнее густеет на морозе, и переход трансмиссии в рабочий режим требует ее прогрева.
Менее вязкое масло отлично противостоит утренним заморозкам, «раскрутка» трансмиссии отнимает гораздо меньше времени и сил. Но при этом снижается прочность масляной пленки и смазывающие способности в целом. Чтобы сбалансировать оба эти показателя, используют специально подобранные пакеты присадок. К тому же более жидкие масла обладают большей проникающей способностью и легче находят микрощели для «ухода» из коробок. В современных агрегатах с этим явлением борются с помощью высокоэффективных герметиков, которые применяются еще на стадии производства автомобилей.
Отдельно стоит сказать несколько слов о стойкости масла к пенообразованию. Для большинства автомобилистов это свойство, к сожалению, малоинтересно, но почувствовать все коварство данного явления можно довольно быстро. Ведь именно от него во многом зависит срок службы трансмиссии. Дело в том, что в процессе работы происходит интенсивное перемешивание масла с неизбежным образованием самой обычной пены. Если не избавиться от нее, вместо масла в коробке образуется воздушно–масляная смесь. И в момент попадания в места трения воздушных пузырьков эти поверхности остаются вообще без смазки. Зато резко возрастает динамика процесса коррозии из–за соприкосновения металла с кислородом. При высоком пенообразовании по существу половину времени коробка работает всухую.
Масла для механических коробок передач.
Так же, как и моторные, трансмиссионные масла маркируются в зависимости от их вязкостно–температурных характеристик и эксплуатационных свойств. В практике российских товаропроизводителей применяются три системы классификации: ГОСТ 17479.2–85, SAE J306 и API. Зарубежные компании, естественно, обходятся лишь двумя последними. ГОСТ РФ в зависимости от вязкости при 1000С, которая обозначается цифрами 9, 12, 18 и 34, разделяет все масла на четыре группы. Эксплуатационные свойства обозначаются цифрами от одного до шести. Если на канистре трансмиссионного масла российского производства имеется маркировка ТМ–5–12, это означает соответствие классификации SAE 85W–90.
Классификация SAE предусматривает деление масел на три группы:
— зимние маркируются индексами 70W, 75W, 80W и 85W;
— летние — 80, 85, 90, 140 и 250;
— всесезонные имеют двойное обозначение (75W–90, 80W–140).
Классификация API делит масло на семь групп: GL–1 до GL–6 и МТ–1. Самыми ходовыми являются масла групп GL–4 и GL–5. Масла первой группы предназначены для эксплуатации коробок при умеренных нагрузках, второй — для работы в сильно нагруженных трансмиссиях, эксплуатирующихся в жестких условиях.
Масла для гидромеханических коробок передач.
Трансмиссионные масла или жидкости для АКП не только смазывают узлы и агрегаты коробок, но и передают мощность двигателя в гидротрансформатор, работают в момент включения фрикционных муфт, обеспечивают их сцепление, а также надежное и эффективное охлаждение. Масла этой группы чаще называются Automatic Trans-mission Fluids (ATF) — жидкость для автоматических трансмиссий. У ATF есть одна особенность — цвет. Чтобы случайно не использовать их в обычных коробках передач, для чего они не предназначены в принципе, их специально окрашивают в заметный цвет, чаще всего красный.
В отличие от масел для МКП, жидкости для АКП не имеют жестких международных стандартов. Ведущие мировые автопроизводители разработали собственные требования к ним и классификации, которым и должны соответствовать ATF. У «General Motors» это группы Dexron II, III и IV. Нормы компании «Ford» обозначаются как «Mercon», концерна «DaimlerChrysler» — МВ 236.1/236.5. При этом группы Dexron II и III взаимозаменяемы с жидкостями класса Mercon и даже могут смешиваться, но, правда, только после квалифицированной консультации с техническими специалистами автомобилестроительных компаний. Жидкости для АКП чаще всего используются и в гидроусилителях рулевых механизмов, хотя для этой цели вполне подходят и обычные трансмиссионные масла.
Большое разнообразие конструкций механических и автоматических коробок передач автомобилей классических, переднеприводных и полноприводных моделей требует от маслопроизводителей выпуска широкой гаммы трансмиссионных масел. Ведущие мировые компании стараются предусмотреть все жизненные ситуации, чтобы в руках автомобилистов в нужное время оказалось масло, полностью отвечающее конкретным условиям эксплуатации.
Среди современных разработок — серия смазочных материалов и технических жидкостей «4х4», специально предназначенных для внедорожников, спортивных и высокодинамичных автомобилей. Она включает моторные и трасмиссионные масла, ATF, тормозную жидкость. Многие производители поставляют на рынок отличные минеральные трансмиссионные масла, обладающие высокой термической стойкостью, одинаково эффективно работающее в главных передачах гипоидного зацепления и традиционных дифференциалах, в механических коробках передач и трансмиссиях классических автомобилей с задним приводом и т. Д. Часто эти продукты имеют и прекрасные противовспенивающие свойства.
Трансмиссионные масла, выполненные на полностью синтетических основах, относятся к смазочным материалам высокого класса. Такие масла рекомендуется для механических коробок передач и дифференциалов, работающих в сильно нагруженных системах, в том числе легковых автомобилях среднего и большого класса, легких грузовиках и мини–вэнах. Масла допускают длительную эксплуатацию с увеличенными сроками замены и, что особенно важно для российских условий, при низких и сверхнизких температурах. Индекс EP (от английского extra presure) в названии сообщает о том, что это масло предназначено специально для защиты механизмов, испытывающих экстремальные нагрузки. Кроме отличных смазывающих способностей, оно характеризуется высокой температурной стабильностью, в том числе и при высоких и сверхвысоких давлениях.
Представлен на рынке и широкий спектр полностью синтетических смазок. Они предназначены для работы в МКП, в том числе полностью синхронизированных, со значительно увеличенным (до 800 тыс. км) сроком замены масла. С одинаковым успехом могут применяться в трансмиссиях и легковых, и грузовых автомобилей. Полусинтетические масла группы 4x4 - это многоцелевые и многофункциональные смеси масла с пакетом присадок для работы при высоких и сверхвысоких температурах и давлении. По своим показателям они часто относится к категории энергосберегающих и значительно превосходит требования, предъявляемые к маслам для цилиндрических и гипоидных пар зацепления. Эти продукты давно пользуется заслуженным успехом у российских джиперов.
На российском рынке трансмиссионных масел присутствуют признанные лидеры отрасли и новые фирмы, зарубежные и отечественные производители. Обширный ассортимент позволяет подобрать масло практически для любого конкретного автомобиля в зависимости от марки, года выпуска, пробега и условий эксплуатации.
Масла для обычных коробок передач также разработаны и выпускаются с учетом всех требований и рекомендаций мировых автопроизводителей. Универсальные всесезонные масла особо рекомендуется для МКП, главных передач и мостов с высокими нагрузками. Характерная особенность — снижение шумов трансмиссии и «низкотемпературные» способности, улучшенные антикоррозионные и противозадирные свойства, хорошие противовспенивающие и температурно–вязкостные характеристики.
Жидкости для АКП серии ATF разработаны с учетом требований, предъявляемых к трансмиссиям, работающим в условиях высоких механических и термических нагрузок, и могут быть использованы в трансмиссиях любых легковых автомобилей, гидравлических усилителях руля и сцепления.
Так что выбор трансмиссионных масел, смазок и жидкостей нынче очень велик. Вы всегда сможете найти продут по потребностям вашей машины и по возможностям вашего кармана.
Источник: http://www.transport.ru/ |