Это не только погода и трафик.
Принцип улучшения навыков вождения автомобиля - это меньше разговоров и больше тренировок. Чтобы научиться ездить безопасно и быстро, надо научиться ездить еще быстрее, почувствовать грань возможностей своего автомобиля и своих возможностей на данном автомобиле, и чем больше времени вы проводите за рулем, тем больше вы соединяетесь с автомобилем в одно целое. Теория - великая вещь, но она не сможет научить вас плавному нажатию на педаль тормоза при подлете к незнакомому повороту на 80 километрах в час. В состоянии стресса тело должно действовать правильно, а правильные действия возможны, если только вы грамотно оцениваете внешние факторы.
К таким факторам относится гоночный трек, привычный маршрут поездки на работу, воскресная прогулка на автомобиле по горной дороге или автопутешествие во время отпуска. Восприятие хорошего вождения применимо к любому из перечисленных сценариев. Вы можете ехать через всю страну, участвовать в гонках или ежедневно ездить за 100 километров на работу - всегда помните, что учет внешних факторов поможет вам наслаждаться каждой мшгутой вашей поездки.
Будьте готовы.
Вы должны начать поездку гораздо раньше, чем выкатите автомобиль из гаража. Итрок в гольф много раз мысленно бьет по мячу, прежде чем замахнется клюшкой. Желательно войти в оптимально боевое состояние, прежде чем начать движение на автомобиле. Улицы всегда держат наготове несколько сюрпризов для вас, но вы можете приготовиться к ним, мысленно совершив предстоящую поездку и представив все внешние факторы, которые вам попадутся. А они не исчерпываются только погодой, в них входят деревья, отбойники, машины на дороге, соперники на трассе, состояние асфальта и т.д. Таким образом, внешние факторы любой поездки разрастаются.
Сначала представьте, потом поезжайте.
Психологи рекомендуют сначала разобраться с маршрутом запланированной поездки (трассы соревнований) и прокрутить его в голове, вспоминая все возможные неприятности: участки дорожных работ, развязки, в которых могут заблудиться водители из других городов, выходы с магистралей, на которые малограмотные так любят съезжать с левой полосы, не включая при этом указателя поворота. Лучше до того, как вы взял ключи от автомобиля, мысленно проехать маршрут несколько раз, представив все известные вам проблемы и придумав несколько неизвестных. Пусть ваш мозг всегда «прокрутит» поездку раньше вас. И не важно, что это за поездка - привычный маршрут из дома на работу, поездка на дачу или воскресная гонка. На самом деле при езде по городу приходится принимать во внимание гораздо больше факторов, чем в гонке на треке. Опытный водитель на улице принимает столько же решений в единицу времени, сколько лучший спортсмен.
В этой главе попытаемся научить вас тому, чему практически научить невозможно — интуиции и оценке ситуации. Многие водители научились этому на своих дорогих и очень болезненных ошибках. Надеюсь, эта глава поможет вам научиться ездить быстрее и с меньшими потерями.
Проверьте скорость.
Куда вы едете и во сколько должны там быть? Дайте себе обещание никогда не превышать скорость транспортного потока. Исключением может быть только опоздание на очень важную встречу. Глупо получить штраф за превышение скорости во время скучнейшей поездки по магистрали. Многие ездят очень быстро всегда, несмотря ни на что. Это плохая привычка, потому что она увеличивает количество штрафов и плохо влияет на безопасность. За ряд нарушений можно лишиться прав, и тогда появляется время подумать. Тормозной путь с 70 километров в час гораздо длиннее, чем с 50 километров. Так что превышайте скорость, только когда торопитесь на встречу с президентом или на хорошо знакомой, пустой загородной трассе.
Сырость.
Погода весьма сильно влияет на сцепление с асфальтом и на видимость. Нет ничего страшного в поездке в дождь, нужно только подготовиться к ней и ни в коем случае не геройствовать. Ехать быстро под дождем можно, но только если в конце поездки вас ждет много денег или награда. В поездке под дождем случай играет большую роль, чем мастерство и навыки. Да, вы можете управлять автомобилем плавно, скорее всего, вы не установите на автомобиль и специальные дождевые шины, да и как таковой полосы безопасности вокруг улицы нет. Поэтому надо ехать медленно, поворачивать рулевое колесо плавно и ни в коем случае не рисковать.
Можете наслаждаться природой, но никогда не состязайтесь с ней. Все мы знаем, что разные покрытия имеют разные коэффициенты сцепления, но мокрые покрытия так быстро превращаются из «так себе» в «настоящий лед», что вы поскользнетесь, прежде чем успеете осознать происходящее. Значит ли это, что стоит тренировать торможение на мокрой поверхности? Да. Тренируйтесь как на сухом, так и на мокром асфальте, концентрируйтесь на начальном придавливании педали тормоза и последующей силе, с которой вы на него давите. Помните о 100 единицах и под дождем подбирайтесь к пределу медленно: плавно нажимайте на тормоз и плавно добавляйте газ. Жизнь однозначно показывает, что даже очень опытный водитель не всегда может оценить коэффициент сцепления на мокрой поверхности.
Не ездите под дождем быстро, не рискуйте понапрасну, помните: вы должны дожить до следующего солнечного дня.
Холодные шины плохо держат на дороге.
Холод делает шины жесткими, а жесткие шины плохо держат на дороге. Представьте, что вы выехали из гаража в 8 утра и быстренько набрали свои 100 километров в час на знакомой улице. Внезапно из двора, выезд из которого закрыт припаркованным фургоном, начинает задом выезжать автомобиль. По встречной полосе в это время едет автобус. Плохо, что ваши шины не прогреты до рабочей температуры, потому что тогда вы могли бы остановить свой автомобиль без проблем. Но колеса из мёрзлой резины просто не могут обеспечить нужное количество сцепления с асфальтом. Придется либо врезаться в автобус, либо бить фургон. Оба варианта не самые замечательные. А все потому, что вы неправильно оценили внешние факторы, в данном случае - коэффициент сцепления холодной шины с асфальтом.
Шины нагреваются во время движения. Жарким летним днем они нагреются быстро, потому что им поможет температура воздуха и асфальта. А холодным весенним утром понадобится проехать несколько километров, прежде чем шины начнут нормально работать. Всегда помните о температуре шин и не гоните, если они не прогрелись. Если вы научились чувствовать через руль поведение передней покрышки, вы сможете понять, холодная она или нет. И помните: температура шин важна не только в гонках, но и при поездке на работу.
Автомобиль.
Важным внешним фактором являются характеристика вашего автомобиля. Если вы пытаетесь угнаться за суперсовременным автомобилем на старом запорожце, скорее всего ваши мучения напрасны, так как он умчится от вас после первого же поворота. Нужно знать сильные и слабые стороны своего автомобиля и уважать ограничения, которые накладывают его возраст и конструкция.
Мне довелось участвовать в заездах на установление рекордов скорости России, длина дистанции — 500 метров, старт - с места. В одном из тренировочных заездов примерно на середине дистанции я потерял из виду финишные ворота. Несколько секунд хлопал глазами, не понимая, что происходит. Скорее всего, сработал инстинкт самосохранения, и я отпустил педаль газа. Ускорение снизилось, в результате зрение восстановилось, и я увидел, что мчусь прямо в финишную тумбу. Все обошлось. В этот день мне удалось показать лучший результат в своем классе. К счастью, я получил еще один шанс научиться оценивать неведомые до того момента факторы. Сначала узнайте, каким нагрузкам способен противостоять ваш организм, и только после этого нажимайте педаль газа в пол на суперсовременном автомобиле.
Смена шин.
По мере износа шины хуже цепляются за асфальт, поэтому обязательно пересматривайте свой стиль вождения. Старые шины не только хуже тормозят, но и хуже поворачивают. Разные шины изнашиваются с разной скоростью, поэтому постоянно отслеживайте их состояние. Очень часто вину в аварии пытаются списать на изношенные шины, но они ведь не износились за последнюю поездку, просто вы не обращали на них внимания. Изношенные шины можно поменять, а можно подстроить свой стиль вождения под их состояние. Давайте рассмотрим, как это сделать.
100 единиц сцепления.
Состояние шин не уменьшает количество единиц, но уменьшает величину единицы, так что вся шкала становится меньше. Например, на старте гонки новая, хорошо прогретая шина обеспечивает 100 очень больших единиц сцепления. Через 40 кругов сильно изношенная шина тоже обеспечивает гонщика сотней единиц, но эти единицы гораздо меньше. Допустим, что в этот момент начинает идти дождь. Уменьшилось ли количество единиц? Нет, у вас по-прежнему 100 единиц на борьбу с центробежной силой, ускорение и торможение, но это очень и очень маленькие единицы. Вы можете тормозить, можете поворачивать и можете комбинировать эти действия, но теперь вы должны действовать гораздо аккуратнее и осторожнее. Другими словами, торможение должно быть плавным, а угол поворота рулевого колеса меньшим, потому что теперь шина достигает предела сцепных свойств гораздо раньше. Тут-то и нужна плавная и тренированная правая нога, способная действовать предельно точно в любых обстоятельствах, потому что в противном случае никакие достижения шинной промышленности не помогут.
Износ шин уменьшает коэффициент сцепления. Большая часть водителей, не понимая этой закономерности, продолжают мчаться на изношенных шинах так же, как и на новых, начинают ускорение на круто повернутых колесах, вместо того чтобы чуть распрямить рулевое колесо автомобиля перед ускорением. Посмотрите внимательнее на спортсменов, участвующих в кольцевых автогонках, вы должны заметить, что мастера ближе к финишу немного распрямляют траекторию движения автомобиля, прежде чем ускориться. Последите за тем, как они входят в повороты: в конце гонки они тормозят на прямой немного дольше, чтобы поменьше нагружать шины trail-braking в повороте. А все потому, что чемпионы прекрасно понимают: изношенная шина не может обеспечить такого же сцепления, как новая. Достаточно внимательно посмотреть на профиль шины, чтобы понять, как на ней ездили. В протекторе большинства шин есть специальные индикаторы износа. Если глубина большинства канавок протектора сравнялась с индикатором износа - меняйте шину.
Количество циклов нагрева и остывания - очень важный параметр для гонщиков, потому что каждый такой цикл немного уменьшает величину сцепления.
Перед каждой поездкой, а тем более перед каждой гонкой тщательно проверьте состояние шин и скорректируйте свои действия соответствующим образом. Помните, что сегодня шина более изношена, чем неделю назад, поэтому торможение и ускорение должны быть мягче, а угол поворота передних колес меньше.
Человеческий фактор.
Этот фактор столь же важен, как погода или состояние шин. Вы обязательно должны научиться контролировать человеческий фактор. Автомобиль не опасен в отличие от некоторых неподготовленных водителей. |