Поездки на работу день за днем.
Жизнь автомобилиста на улице зависит от множества факторов: настроения соседей по потоку, скользкого асфальта на перекрестках, технического состояния окружающего автотранспорта, огромного количества всяких неожиданностей и.т.п.
Владение навыками управления на хорошем уровне - залог выживания в городе, поэтому обязательно нужно научиться как следует тормозить и рулить. Но этого недостаточно. Вам придется научиться отслеживать поток, предсказывать его поведение, быть видимым, избегать «мертвых зон» и всегда иметь наготове запасной вариант.
Несколько аргументов.
Есть лишь несколько аргументов против езды по улицам, но это очень весомые аргументы. Самый главный аргумент - угроза для жизни и здоровья, как правило, исходящая от неподготовленных или невнимательных соседей по потоку. Зависимость от погоды, уязвимость перед преступниками, иногда взаимоисключающие требования, предъявляемые к одежде за рулем и на работе - все это меркнет перед необходимостью каждый день рисковать своей жизнью. Однако годы поездок научили меня, что вождение автомобиля по городу может быть предсказуемым, контролируемым и безопасным. В этой главе мы рассмотрим возможные опасности и обсудим навыки, помогающие выжить в агрессивной городской среде.
Вы можете тренировать приемы выживания и за рулем автомобиля. Просто представьте, что вас защищают только ваши навыки, разумность реакции и рефлексы. Уделяйте больше внимания поведению других водителей, старайтесь всегда быть видимым. Думайте как автомобилист всегда, а не только за рулем автомобиля.
Начните с навыков.
Для начала научитесь как следует управлять автомобилем, особенно тормозить. Умение останавливаться на кратчайшей дистанции рано или поздно спасет вашу жизнь. Оно так же важно, как умение распознать в потоке пьяного водителя. Исследования показали, что водители в случае неожиданности часто действуют неправильно. Например, они блокируют колеса при торможении или забывают рулить и едут в сторону опасности. Большинству начинающих водителей не приходит в голову мысль сразу после получения прав мчаться в чемпионате по кольцевым автогонкам. Почему же тогда они выезжают на гораздо более опасные улицы, не освоив базовых навыков вождения автомобиля?
Заведите привычку чаще тренировать правильное торможение. Тренируйтесь в каждой поездке. Выбирайте момент, когда сзади никого нет, и тренируйтесь, чтобы снизить время реакции и поближе познакомиться с возможностями автомобиля. Постоянно отслеживайте коэффициент сцепления шин с дрогой.
Седите за скоростью.
Скорость не убивает сама по себе, она лишь удлиняет тормозной путь. В большинстве случаев, когда вы попадаете в аварийную ситуацию, вы едете с превышением скорости.
Если бежать вдоль полок супермаркета в поисках молока, вы просто не успеете его заметить. Так и в потоке автомобилей: на большой скорости вы просто не можете как следует разглядеть все, а это неизбежно приводит к неприятным неожиданностям. Никогда не гоняйте в городе как сумасшедший.
Учитесь видеть.
Умение правильно оценивать обстановку вокруг вас - залог безопасной езды по улицам. В тот самый момент, когда ваш взгляд фиксируется на какой-то машине, знаке или пешеходе, вы теряете способность видеть всю картину, а это означает, что вы напрашиваетесь на неприятности. Вы должны постоянно перемещать взгляд, смотреть сразу во вес стороны. Это даст мозгу больше информации, и он сможет заранее распознать опасность и придумать, как ее избежать. Конечно, уши помогают слышать вой сирен или гудок соседней машины, а рецепторы тела сообщают о начавшемся заносе автомобиля, но глаза все-таки остаются самым важным источником информации.
Многие истории об авариях начинаются со слов «я здорово устал и...». В состоянии утомления взгляд легче фиксируется на одном предмете, упуская из виду другие потенциальные опасности. Нужно научиться распознавать момент наступления усталости и специально заставлять глаза перемещаться активнее. Если вы в каждой поездке будете тренировать перемещение глаз, это станет привычкой, которая поможет вам, когда вы будете в следующий раз возвращаться домой поздно ночью.
Каждый ли может стать автомобилистом? Нет!
Прежде чем сесть за руль автомобиля, ответьте на следующие вопросы.
1. Часто ли вас затирают в потоке? Если да, значит вы не обращаете внимания на «мертвые зоны» других машин и не умеете «ездить в зеркалах».
2. Часто ли вам приходится пользоваться клаксоном? Звуковой сигнал -последняя линия обороны. Если вам приходится полагаться только на него, значит вы не умеете правильно оценивать информацию и часто оказываетесь не в том месте (возможно, в чьей-то «мертвой зоне»).
3. Хотят ли вам зла другие водители? Нет ничего страшного в том, чтобы думать, что все соседи по потоку хотят вам зла. Но если вы строите вождение на этом предположении, вы ездите слишком робко. Вы не сможете в случае чего отвоевать свое место в потоке, поэтому агрессивные водители опасны для вас.
4. Часто ли вы тормозите в пол? Если да, вы неправильно концентрируете внимание и не смотрите достаточно далеко.
5. Испытываете ли вы трудности, когда вливаетесь в плотный поток с бокового выезда? Вы не сможете ездить на автомобиле без определенной доли агрессивности и способности плавно перемещаться в потоке.
6. Часто ли вам сигналят? Если да, значит вы часто мечтаете за рулем, или совершаете непредсказуемые маневры, или забываете про указатели поворотов. Если вы не можете сосредоточиться на вождении, даже не подходите к автомобилю!
7. Часто ли на вас злятся соседи по потоку? Если да, значит вы совершаете по-настоящему опасные действия.
8. Считаете ли вы, что чем меньше скорость, тем безопаснее? Если да, то вы просто не понимаете законов движения по дорогам и путаете скорость и безопасность.
9. Пренебрегаете ли вы включением указателей поворотов? Предсказуемость - залог безопасности, а сигнал, указывающий направление поворота, - лучший друг предсказуемости. Если вы не используете его, вы просто не общаетесь с соседями по потоку.
10. Считаете ли вы, что все водители слишком легкомысленны и что все рано или поздно попадают в аварию? Если да, купите себе вместо автомобиля танк.
Если вы ответили утвердительно на один или два вопроса - вас можно научить. Но если таких ответов больше, вам нужно серьезно пересмотреть свое отношение к вождению. Некоторая доля «чудаковатости» еще никому не вредила, но она не должна подменять собранность. Вам необходимо научиться не волноваться о том, на что вы не можете повлиять, и фокусировать внимание на своих действиях.
Будь грузовиком, будь велосипедистом.
Водители грузовиков видят окружающий мир иначе, чем велосипедисты. Грузовик пробивается через поток, а велосипедист проскальзывает.
Грузовик может настоять на своих правах, а велосипедисту придется уступить. Водитель грузовика уверен, что его все видят, велосипедист считает себя невидимкой. Чтобы успешно ездить по городу, вы должны комбинировать оба подхода. Я всегда призываю к безопасной езде, но это не значит, что ездить надо робко, потому что тогда все будут вас затирать. Вместе с тем, слишком агрессивная езда не оставляет места для исправления ошибок - своих или чужих. Нужно найти баланс между осторожностью и агрессивностью, и этот баланс отлично иллюстрируется аналогией грузовик - велосипедист. Держитесь за место под солнцем, как грузовик, и уступайте, как велосипедист.
Грузовик.
Быть столь же видимым, как грузовик, - задача увлекательная сама по себе. Чтобы решить ее, нужно учитывать расположение зеркал соседей по потоку, место на полосе, тип автомашины, тип водителя, «мертвые зоны», дорожные условия, дистанцию, интервал и даже время суток. Главная задача - бросаться в глаза. Все должно работать на эту цель - цвет автомобиля, включенные фары. Вы должны научиться быть столь же очевидным, как огромный грузовик. Но не забывайте, что на самом деле вы почти невидимка.
Велосипедист.
Вы должны прикидываться грузовиком, но при этом четко понимать, что вы всего лишь велосипедист. Поэтому, даже если по правилам вы должны проехать перекресток первым, не стоит быть слишком настойчивым. Вы должны научиться уступать, если это действительно нужно, избегать «силовых» столкновений и быть наготове. Всегда нужно ожидать худшего, чтобы быть к нему готовым.
Пробивайтесь через транспортный поток.
Нельзя просто катиться в потоке автотранспорта, через него надо активно пробиваться с некоторой долей здоровой агрессивности. Водителей специальных служб учат ездить чуть быстрее потока. Это позволяет им лучше контролировать ситуацию, быть менее уязвимыми для чужих ошибок, меньше отвлекаться на ситуацию позади автомобиля и уделять больше внимания тому, что происходит впереди и по бокам. Ехать чуть быстрее - значит ехать чуть быстрее, а не нестись в потоке на 50 километров в час быстрее всех. Нужно немного агрессии, а не много криминала.
Большинство водителей уделяют больше внимания выбору скорости и дистанции. Это неправильно: больше внимания надо уделять тому, чтобы быть заметным. Единственный критерий выбора скоростного режима и дистанции это заметность. Многие начинающие водители думают, что их все видят, и платят за эту иллюзию высокую цену.
Больше всего бойтесь «мертвых зон». Внутри вас должен зазвучать сигнал тревоги, как только вы окажетесь в чьей-то «мертвой зоне». Если вы не ви дите голову водителя в зеркалах автомобиля - значит вы в «мертвой зоне». Если вы не можете видеть его, то что? Правильно, он не может видеть вас. Быстро измените свое положение в потоке так, чтобы дать водителю машины возможность увидеть вас, если он вдруг решит перестроиться. Никогда не надейтесь, что кто-то смотрит в зеркала, но всегда ездите «в зеркалах».
Изучайте машины.
«Мертвая зона» зависит от конструкции машины, роста водителя, настройки зеркал и других факторов. Нет двух машин с одинаковой «мертвой зоной», поэтому задачу быть видимым приходится всякий раз решать заново. Если в машине пять человек, скорее всего, водитель не может пользоваться салонным зеркалом, потому что в нем маячит чья-то голова. А у этого грузовика вообще нет правого зеркала и т.д.
Пикап с микроскопическими зеркалами и катером в прицепе должен вас насторожить. Держитесь подальше от потенциально опасных машин, а если это невозможно, выбирайте позицию в потоке так, чтобы их ошибки не могли вам повредить.
«Мертвая зона» и «смертельная зона».
В каждой «мертвой зоне» есть «смертельная зона» - место, где ошибка водителя соседней машины может стоить вам жизни. Ни при каких обстоятельствах не держитесь в «смертельной зоне». Как только ваш передний бампер поравнялся с задним бампером машины - вы в «смертельной зоне» и будете в ней оставаться, пока полностью не обгоните эту машину. Величина «смертельной зоны» и ее реальная угроза зависят от конкретной машины. Пикап 1974 года выпуска не может менять полосу так же быстро, как «Лотус», хотя его смертельная зона определенно длиннее.
Водители часто вынуждены ехать в «мертвой зоне», особенно на много-полосных дорогах, где темп своей полосы заставляет держаться в «мертвой зоне» машины на соседней полосе. В таком случае нужно либо увеличить дистанцию, чтобы попасть в зеркала соседней машины, либо сократить ее, чтобы попасть в зеркала следующей машины на соседней полосе.
Выбор дистанции - важный момент, но не забывайте про грамотный интервал. Иногда его нужно уменьшить, чтобы попасть в зеркала соседа, а иногда увеличить на случай, если он вдруг решит перестроиться. И старайтесь покинуть «смертельную зону» как можно быстрее. Грамотное движение в транспортном потоке - это постоянный выбор скорости и позиции, что требует концентрации не меньшей, чем в гонках.
Правильная позиция не всегда слева.
Большинство экспертов советуют держаться в левой трети полосы, и в большинстве случаев этот совет не лишен смысла. Водитель передней машины может видеть вас в левом и салонном зеркалах (если, конечно, он вообще смотрит в зеркала). Однако не стоит слишком цепляться за это место, потому что тогда вас не увидит водитель машины, находящейся в полосе справа. Так что пользуйтесь всей шириной полосы, старайтесь засветиться во всех зеркалах соседей по потоку и при этом оставаться подальше от этих соседей. На многополосной дороге следует ехать так, чтобы быть видимым в зеркалах передней машины, пока это безопасно, и смещаться в сторону при опережении машин на соседних полосах, чтобы обеспечить себе необходимый интервал при проезде их «смертельной зоны». Несколько дополнительных сантиметров между бортом машины и вашим автомобилем никогда не бывают лишними.
Каждые пять секунд.
Те, кто ездит в основном по городу, привыкли часто проверять зеркала. Это хорошая привычка, но ее можно сделать еще лучше, если привыкнуть одновременно с этим выключать сигнал поворота. Дело в том, что не выключенный указатель поворота приводит к аварии гораздо чаще, чем вы думаете. Некоторые водители вообще не используют указатели поворотов, потому что боятся, что забудут их выключить. Это неправильно. Указатели поворотов необходимы, чтобы объявить о своих намерениях - перестроении, повороте налево и т.д. Кроме того, включенный указатель поворота привлекает внимание, а значит, делает вас более заметным. Работающий указатель поворота поможет водителю передней машины увидеть вас, когда вы пойдете на обгон, и избежать ситуации, когда он решит пойти на обгон одновременно с вами и вам придется сражаться за один и гот же кусок асфальта. И раз уж речь зашла о световых приборах, вот вам еще один совет - включайте ближний свет фар в светлое время суток, это сделает вас заметнее.
Ваша «мертвая зона».
Большинство неприятностей приходят спереди или сбоку, но это не значит, что не нужно думать о ситуации сзади. Периодически проверяйте зеркала. Перед перестроением нужно бросить взгляд в зеркало, чтобы убедиться, что полоса свободна, хотя в плотном транспортном потоке бывают моменты, когда просто нет времени крутить головой. Поэтому нужно смотреть в зеркала быстро и запоминать картинку, а оценивать ее уже потом, глядя вперед. Если вы как следует освоите это прием, запомненные картинки станут складываться в подобие фильма, поэтому вы сможете видеть ситуацию сзади в динамике. Прочтите еще раз раздел «Тренировка взгляда». Выполняйте эти упражнения чаще, их можно выполнять в любой обстановке, а не только за рулем автомобиля, когда на кону стоит ваша жизнь.
«Мертвая зона» у автомобиля может быть очень большой. Если вы не успеваете оглянуться, используйте педаль газа как инструмент для борьбы с «мертвой зоной». Небольшое ускорение поможет переместить «мертвую зону» так, что сосед по потоку покажется в зеркалах. Этот метод не такой безопасный, как взгляд через плечо, но иногда оторвать взгляд от дороги еще опаснее.
Вы должны держать обороты в зоне максимального крутящего момента, чтобы суметь ускориться в любой момент. Для пикапа с мотором V8 достаточно и 2500 оборотов, большинство же автомобилей нужно раскручивать посильнее. Когда вы слышите, что кто-то ездит так осторожно, что это становится опасным, знайте, что речь идет о водителях, которые предпочитают невысокие обороты и просто не могут ускориться, чтобы влезть в дырку в потоке или очистить «мертвую зону». Кстати, если вы подбираете себе автомобиль для ежедневных поездок на работу, ищите модель с большой величиной и ровной характеристикой крутящего момента, чтобы иметь возможность ускоряться практически с любых оборотов.
Классификация видов.
Одним из навыков, особенно полезных в городе, является способность классифицировать водителей и их автомобилей. Этот полезет на рожон, этот меня просто не увидит, этот увидит, но проигнорирует, а этот ни за что не подвинется. Кому можно доверять? С кем нужно считаться, а кого можно и запугать? За кем можно ехать в потоке, а за кем нельзя? Ответы на эти и многие другие вопросы такого рода помогут вам гораздо эффективнее планировать свои действия.
Молодые ребята на внедорожниках не любят, когда за ними едут, они ввязываются в светофорные дуэли по поводу и без повода и ни за что не уступят место под «солнцем» другим водителям транспортных средств. Не висите у них на хвосте и вообще держитесь от них по возможности подальше, чтобы не нарушить невзначай безмятежность их сознания. Как правило, за рулем помойки сидит никудышный водитель, скорее всего «бомбила». Если человек не хочет ухаживать за своей машиной, он, конечно, не старается улучшить свои навыки вождения. Не приближайтесь к таким машинам: как правило, они еще и не застрахованы.
Машина с номерами другого региона или прокатная машина должна вас насторожить, потому что водитель может менять направление движения очень резко. Если парень за рулем понятия не имеет, куда он едет, как вы сможете предугадать его действия?
Жестикуляция пассажира подскажет вам, что он выполняет роль штурмана, и сейчас водитель начнет поворачивать направо из левого ряда. Даже если это не так, все равно будьте настороже - скорее всего людям в машине просто не до вас.
Опасайтесь того, кто очень осторожно ведет машину. Он напуган. Он уже был в аварии и боится, что обязательно попадет в нее снова. Его первая реакция на любую неожиданность - торможение, поэтому не надо ехать за ним. Сбоку лучше тоже не ехать, потому что он почти никогда не смотрит в зеркала. Лучше всего обогнать его и уехать подальше.
Оставляйте больше места пожилым водителям. Как правило, их зрение ослаблено, реакции неважные и соображают они не очень быстро. Они никуда не спешат и не беспокоятся о том, чего не видят. То есть о вас и вашем автомобиле.
Остерегайтесь тех, кто пользуется за рулем мобильным телефоном. Они поздно тормозят, поздно трогаются, и все их внимание поглощено разговором. Не ждите, что они включат указатель поворота - у них же не десять рук.
Кому же можно доверять? Никому. Ведь речь идет о вашей жизни. Возможно, есть несколько разновидностей водителей, которым можно доверять при определенных обстоятельствах, но все-таки лучше этого не делать. Полагайтесь только на себя. Доверие порождает успокоенность, а успокоенность причиняет боль.
Конечно, стереотипы срабатывают не всегда, существуют люди, которые умеют ездить быстро и безопасно. Но лучше ошибаться, думать о людях хуже, чем они есть.
Читаем дорогу.
Движение по улице требует умения читать дорогу, то есть предугадывать, где тот или иной автомобиль окажется через некоторое время. Пытайтесь как следует изучить свои маршруты и зафиксировать места и направления, где возможны заторы или пробки. Например, если вы едете в 8:45, скорее всего, максимально плотный поток будет в направлении центра города. Не забывайте учитывать положение солнца, особенно по утрам и вечерам. Если вы вечером едете на восток, считайте что все, кто выезжает с боковых дорог, вас просто не видят. Научитесь распознавать даже потенциальные опасности, вроде очереди машин, ждущих возможности повернуть налево через вашу полосу.
Чтение дороги сродни игре, в которую вы вынуждены играть независимо от того, на какие колеса привод у вашего транспортного средства. Можете ли вы догадаться, что сделает сейчас эта машина? Возможно, она начнет перестраиваться. На машине номера чужого региона? Она может неожиданно метнуться на съезд с магистрали. Некоторые водители на машинах при смене полосы не ускоряются, а замедляются. Вы можете их распознать? У кого-то может не хватить терпения, и он начнет выезжать с боковой дороги прямо перед вами. Как это предвидеть? Если вы видите движение левой руки, значит сейчас он включит указатель поворотов и начнет перестраиваться. Быстрый взгляд через плечо означает быстрое перестроение. Научитесь распознавать намерения других по их поведению, и тогда они не застанут вас врасплох, даже если не включат сигнал поворота или не посмотрят через плечо при перестроении.
Запасной вариант.
Часть вашего мозга должна постоянно выстраивать запасной вариант на случай неожиданности. Как правило, это экстренное торможение, но с тем же успехом это может быть интенсивное ускорение или попытка пролезть в щель между двумя машинами. Просто прикидывайте, что еще может случиться, и вы станете так выбирать положение в потоке, чтобы всегда иметь запасной вариант.
Чтение дорожной обстановки должно стать вашей второй натурой. Ведите счет и будьте беспощадны в оценках самого себя.
Произошло что-то неожиданное? Проанализируйте, чем вы занимались за мгновение до этого, какой это был тип водителя и машины, прозевали ли вы что-то настораживающее. Если неожиданность была по-настоящему опасной и вам пришлось задействовать запасной план, тогда вы должны извлечь урок из своих ошибок и навсегда его запомнить. Чтение дороги помогает всегда быть готовым к любым неприятностям, которые готовят для вас городские улицы.
Уроки гоночной трассы.
Полная сосредоточенность.
Профессиональные гонщики за рулем полностью сосредоточены на вождении автомобиля. Вы должны поступать так же в каждой поездке. Не позволяйте посторонним мыслям отвлекать вас от борьбы за жизнь.
Автомобиль должен быть полностью исправным.
Гонщика просто не выпустят на трек, если что-то не так с его автомобилем. Возьмите за правило никогда не ездить на неисправном автомобиле.
Тренируйтесь.
Гонщики очень много тренируются. Вы тоже должны тренироваться. Когда кто-то подрезает вас на дороге, вам придется продемонстрировать все свое мастерство, потому что цена ошибки на улице очень высока.
Не пей за рулем.
Стыдно, что приходится напоминать об этом. Не садитесь за руль пьяным. Если вам неожиданно пришлось поучаствовать в вечеринке, возвращайтесь домой на такси. Гонщики много тренируются, выдерживают режим питания и не делают глупостей, способных осложнить и без того непростой спорт. Советую вам поступать так же.
Без стоп-сигнала.
Некоторые гоночные автомобили не имеют стоп-сигналов. У многих машин на дороге они просто не горят, поэтому учитесь на глаз оценивать скорость соседей по потоку.
Общение - ключ к успеху.
Проанализируйте свое поведение в двух самых важных для вас группах -в семье и среди коллег по работе. В обоих случаях именно общение позволяет наладить отношения. Для безопасного движения в потоке автотранспорта общение не менее важно, чем хорошие навыки и правильное реагирование. Запомните, грамотное общение на дороге - ключ к успеху.
|